По итогам первого квартала 2023 года в регионах Уральского федерального округа, согласно данным агентства «Автомаркетолог» было продано свыше 13 тыс. автомобилей, что на 37% ниже показателей прошлого года. При этом по данным «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) объем выданных кредитов на покупку новых автомобилей за первый квартал сопоставим с аналогичном периодом прошлого года.
Лидером продаж в регионе, как и в целом по стране, остается Lada, которая занимала первую строчку и годом ранее. По итогам первых трех месяцев 2023 года отечественный автогигант продал в регионах УрФО свыше 5,5 тыс. машин, заняв на рынке долю в 42%. В целом отечественные автомобили заняли 43% среди проданных новых автомобилей в первом квартале текущего года, помимо «Автоваза» уральцы также покупали UAZ (163 автомобиля) и обновленный «Москвич» (21 машина). Существенно нарастили свое присутствие на рынке китайские бренды – Chery (1610), Haval (1132) и Geely (789), занявшие в ТОП5 самых продаваемых марок региона второе, третье и четвертое место, тогда как в прошлом году эти бренды не поднимались выше 7 позиции (Chery). Суммарно на долю брендов из КНР пришлось 35% рынка Урала. Как видно, это сегменты SUV и В, которым по итогам марта в общей сложности принадлежит 90% рынка в России как в штуках, так и в деньгах. Можно с уверенностью предположить, что аналогичный расклад сил сохранится и в будущем.
Как отмечают эксперты, во многом спрос на новые автомобили вырос благодаря расширению программа автокредитования, например, за счет включения в перечень кредитуемых марок китайских производителей. Так по данным «Открытие Авто» на территории Уральского федерального округа в первом квартале 2023 года было оформлено автокредитов в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако количество выданных кредитов выросло лишь на 28% год к году. В структуре выданных кредитов по-прежнему лидируют займы на покупку подержанных авто на них приходится 61% от общего числа оформленных договоров (по итогам 1 квартала 2022 года было 57%). Средний чек за год вырос на 10% с 1 млн рублей до 1,1 млн рублей. При этом рост произошел за счет удорожания автомобилей на вторичном рынке, так средний чек на покупку автомобиля с пробегом в 2023 году составил 1,05 млн рублей, против 775 тыс. в 2022-м. А средняя сумма кредита для покупки нового авто, напротив, сократилась по сравнению с прошлым годом: с 1,5 млн рублей в 2022 году до 1,25 млн в текущем. Во многом это объясняется запуском в 2023 году государственной программы субсидирования автокредитов на отдельные марки, по которой скидка на машину достигала 20%. Доля таких сделок в общем объеме выданных средств составила 12%.
Доля китайских марок на вторичном рынке пока остается на низком уровне, но имеет все предпосылки для дальнейшего роста, причем как в штуках, так и в деньгах. В нынешних условиях автопарк РФ, который является основой вторичного рынка, фактически обновляется благодаря отечественным и китайским производителям. Именно компании из Поднебесной стали бенефициарами сложившейся ситуации. Но для того, чтобы занять более весомую долю на рынке автомобилей с пробегом, китайским брендам необходимо сохранять высокие объемы продаж новых машин в течение следующих многих лет. Тогда они смогут чаще выходить на вторичный рынок.
Руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая:
«На рынок кредитования в ближайшей перспективе продолжат оказывать влияние расширение производства отечественных марок, в том числе на переоборудованных старых мощностях, рост продаж присутствующих и выход новых китайских брендов, ожидаемое увеличение лимита по госпрограмме, а также планомерный рост доли автомобилей, поставленных через параллельный импорт. При этом мы ожидаем дальнейшего роста доли китайских авто в кредитных выдачах в связи с активным продвижением автоконцернов из КНР на российском авторынке. Доля отечественных марок, вероятно, снизится во втором квартале, а ее дальнейший рост будет зависеть прежде всего от возобновления программ господдержки».