Репортаж из тюменского учебного центра Utair: самый тяжелый вертолет, авиатренажеры и секреты подготовки пилотов

Как летчику удается следить за всем сразу, как он управляет воздушным судном, где проходит практику, каким образом пилоту создают реальные условия управления самолетом и вертолетом, а также мешают ли птицы в небе — рассказали в учебном центре Utair.

Летать, как птицы, люди мечтали еще с самых древних времен. В современном мире, чтобы очутиться где-нибудь за две-три тысячи километров буквально за пару часов нам помогает воздушный транспорт. За штурвалом воздушного судна всегда находятся два пилота, на чьих плечах лежит ответственность за то, как пройдет наш полет. И профессия эта — управлять самолетом и вертолетом весьма ответственная, потому что летчик не имеет права на ошибку... 

NG72.ru побывал в в центре подготовки персонала Utair, чтобы наглядно посмотреть, как обучаются летчики вертолетов на авиатренажерах.

 

Николай Бойко, инструктор по летной подготовке вертолетов типа Ми-8 и Ми-26Т. 

На фото: картина на стене учебного центра Utair

Первым делом, куда нас проводили, была небольшая комната. Это класс разбора.

Здесь сдается теоретическая часть. Каждый день экипаж летает по три часа перед полетом. После этого разбираются ошибки, которые допустили пилоты на авиатренажерах. 

В этой комнате находится пульт управления авиатренажеров. С помощью него можно изменить погоду, время суток, а также создать самые тяжелые условия для полета вертолетов - снег, дождь, грозу.

- С помощью тренажеров мы отрабатывает разные ситуации, - говорит Николай Васильевич. -  Возможности какие есть? Аварийная посадка, в том числе с выключенными двигателями и обледеневшими лопастями. Можем менять сезон и погоду -зима-лето, дождь - снег, гроза - солнце; можем также менять время суток - день- ночь. Таким образом имитируем реальную ситуацию при полете. 

По словам Николая Бойко, определенной высоты, на которой здесь летает экипаж, нет. Она бывает разной. Но нижний край - это 1200 метров. Кстати говоря, тренируются на авиатренажерах на разной местности и в разных аэропортах.

В день нашего посещения вертолетного центра, учились в аэропорту Сочи. В Сочи гористая местность, поэтому практика над сочинским небом - эффективная.

Высоту по приборам и условия, приближенные к реальности, задает диспетчер. Мы делали грозу, дождь, меняли день на ночь...

С помощью этого прибора включается звук из авиатренажеров, чтобы диспетчер мог слышать, что делают пилоты, о чем говорят и знать, на что нажимают. 

За экипажем в авиатренажерах наблюдают с помощью видеонаблюдения

Из вертолета в учебном центре нельзя катапультироваться. Что касается реальности, то при сложной ситуации в небе - катапультирование не спасет. Да и у экипажа - командира и второго пилота - парашютов нет. 

Тренажерный зал

На фото: вид сверху - кабина вертолета Ми-26Т. Считается самым тяжелым вертолетом. В него влезет 3-4 человека — командир, штурман, помощник и инженер.

Эти учебные вертолеты выполняют туристические рейсы и дежурят по аварийно-спасательным ситуациям. 

Лопасти - как крылья на самолете, говорит Николай Васильевич. В среднем, их размер составляет 21 метр, а на Ми-26 Т они больше, 32 метра. Еще бывает так, что лопасти могут обледенеть. В таких ситуациях пилоты включают специальную систему, которая их отогревает. 

Мы также не удержались и попробовали себя в качестве летчиков.

- Я была вторым пилотом в вертолете Ми-8. Нужно сказать, что пробыв в кабине буквально 5-10 минут, у меня закружилась голова. На вопрос, не кружится ли голова у летчиков после длительных полетов, Николай Васильевич заверил, что с опытом все проходит и к этому привыкаешь.

На фото: кабина Ми-8

Кроме штурвала в кабине вертолета есть панель управления. Если вам когда-нибудь доводилось видеть приборную доску, при помощи которой летчик управляет воздушным судном, то вы понимаете, как это все сложно. Здесь сотни лампочек, десятки дисплеев и несколько переключателей. И если хоть что-то сделать неправильно и ошибиться, то можно вывести из системы летную машину.

Также в учебном центре «Ютэйр» нам рассказали о том, что летчиков перед полетом проверяют, они проходят медицинскую комиссию. Экипаж проходит комиссию на предмет выпивки, за границей такого нет. Также пилоты, которые управляют вертолетами, с легкостью могут поднять любой самолет в небо.

Чтобы стать пилотом, нужно учится два года в летном училище и проходить практику несколько месяцев. Если хочется получить высшее летное, то на это уйдет 4 года. По мнению Николая Васильевича, самая сильная школа подготовки летчиков - Омское училище.

Также нас волновали вопросы о том, суеверны ли пилоты, что они говорят, когда приземляются, и мешают ли птицы полету. 

- Что касается суеверий - по-разному, - улыбается Николай Бойко. - Даже когда садимся не говорим какие-то стандартные фразы, вроде того, что полет прошел успешно. Обсуждаем сам полет после того, как остаемся экипажем в судне.

Птицы  зачастую мешают полету. Они  разбиваются, попадают в двигатели. В Африке много ласточек, которые постоянно попадают в двигатели. Единственная защита от них - свет от фар... 

Пилот, по мнению Николая Васильевича, самая лучшая и почетная профессия для мужчины. Она проявляется в мужестве, силе, терпении, внимательности и ответственности. Между тем, в Тюменской области есть женщины-пилоты, которые не уступают коллегам - мужчинам в управлении воздушным судном.

Поделиться записью
Наверх