Тюменские немцы — о жизни в двух культурах: «в военные годы меня кормила и выучила швейная машинка»

Как жилось русским немцам, когда вся страна боялась фашистских шпионов? Откуда немцы в Сибири, почему им запрещали выезжать из России?

По результатам последней переписи населения, на юге области числится 12 000 человек немцев, а в Тюмени - около 3 500 человек. Большинство граждан, кто имеет немецкие корни, это потомки депортированных европейцев Поволжья. 
 
Переселение немцев в Россию 

Переезд немцев в Россию и депортация в Сибирь

Немцы приехали в Россию по указу Екатерины II в конце XVIII века. Манифесты императрицы обещали различные льготы переселенцам. В 1763-1766 годах были массовые переезды европейцев в Россию. Первым потоком прибыло свыше 22 тысяч человек, большинством из которых были немцы. Почти всех направили в Саратовское Поволжье.
 
Немцы-колонисты на жнитве, 1837 год.
 
 
Карта автономной области немцев Поволжья:

– Уже более 250 лет немцы живут в России. Что же привело их в Тюменскую область? Тут необходимо обратиться к истории, – объясняет журналисту NG72.RU председатель Региональной национально-культурной автономии немцев Тюменской области Артур Христель. 

Артур Христель,
председатель общественной организации Региональная национально-культурная автономия немцев Тюменской области.
 
Флаг Автономной Советской Социалистической Республики Немцев Поволжья:
 
 
В начале Второй мировой войны, а именно 28 августа 1941 года, был издан указ о выселении всех немцев в Сибирь, Казахстан и районы Средней Азии. Кто-то в годы войны менял фамилию, кто-то попадал под жесткий кулак правительства, а кого-то выселяли из родного дома. Из страха, что немцы связаны с фашизмом, указом Президиума Верховного Совета СССР, около полумиллиона человек выслали из Автономной Республики немцев Поволжья. 
 

– Отправляли всех поголовно, а ведь в то время немцы служили в Советских войсках, участвовали в войне и защищали Советские дома и идеалы. Знаете, что интересно, в истории нет ни единого случая предательства или шпионажа со стороны немцев, проживающих «на Волге», – рассказывает Артур Владимирович.

 
Когда война кончилась, переселенцев не вернули в родные дома. Такое положение дел оказалось лишь началом бед русских немцев – им установили запрет на выезд. По документам 1 июля 1955 года в Тюменской области по разным районам распределили почти 15 000 немцев. Конкретно в Тюмень – 832 человека. 

– Я до 1957 года ежемесячно ходил на улицу Луначарского, 24 и отмечался. Подтверждал, что я не враг, и что никуда не сбежал, – вспоминает Артур Владимирович. – Это было неприятно и оскорбительно. 

 
Лишь в 1960-х годах было принято постановление, и русским немцам снова разрешили переезжать. Огромное количество людей уехало в Германию, когда предоставилась возможность. 
 
Сейчас слово «немец» уже не является отталкивающим, некоторые ассимилировались, есть множество примеров смешанных семей.

– У меня в семье: жена русская, дочка записалась немкой, а сын русским, – рассказывает Артур Христель. 

Общественная организация немцев Тюмени 
Нынешнее здание, где расположен офис национально-культурной автономии немцев, расположено по адресу улица Володарского, 7. 
 
 
Превращение общины русских немцев в центр культуры произошло в начале 1990-х годов. 

– После распада Советского союза возникли первые общественные организации. Изначально сообщество немцев именовали как «Видергебурт», – рассказывает журналисту NG72.RU переводчик немецкого языка Наталья Гайнцерейдер. – В 1998 году сформировалась уже общественная организация национально-культурной автономии. 

Сохранением культуры, национальных традиций и языка занимается и тюменская русско-немецкая молодежь. Они объединены в клуб Jugendland (с немецкого: «молодежная страна»). Ребята также поддерживают культуру и язык своих предков. 
 
 
Участники региональной автономии проводят дни немецкой культуры, всевозможные выставки, обучают немецкому языку, активно развивают детское творчество, организовывают встречи молодежных клубов, имеют свои собственные ансамбли немецкой песни (например: «Quelle») и делают все, чтобы сохранить свои этнические корни. 
 
Ансамбль народной немецкой песни Quelle:
 

Праздники русских немцев 

 
По словам председателя Общественной организации немцев Тюмени, можно выделить несколько основных праздников русских немцев. 
 
Дни немецкой культуры 
 
Обширное и масштабное мероприятие, которое обычно проводится с 15 по 26 декабря. Такие праздники члены немецкой диаспоры проводят ежегодно на разных территориях. В праздничную неделю проводятся кинопоказы, выступают различные группы и ансамбли, проводятся семинары и много других интересных мероприятий. 
 
Weihnachten 
«Вайнахтен» – немецкий праздник Рождества, который отмечается в ночь с 24 на 25 декабря.
история тюменского немца 
На фотографии: житель Тюмени Нусс Райнгольд Яковлевич.
 
 
Нусс Райнгольд Яковлевич, 1930 года рождения. Немец, депортированный из Республики Поволжья в Тюменскую область. В 40-х годах мужчину выселили из родного дома, заставляли подписывать сомнительные документы, ограничивали в перемещениях по стране. Сейчас это в прошлом, 85-летний пенсионер мирно живет в Тюмени со своей супругой в квартире, но в памяти сохранились события тех лет. 
 
Райнгольд Яковлевич ранее был членом совета диаспоры тюменских немцев. Мужчина рассказал журналисту NG72.RU о переселении в нашу область. 

Депортация 

На фотографии: маленький Райнгольд и его мама.
 

– Сам я родился в Автономной Республике Немцев Поволжья в деревне Миллер. Отец умер рано, мне было всего три года. Я окончил 3 класса немецкой школы, естественно русского языка не знал. Мое детство прошло на берегах реки Волги, – вспоминает немец. – В моем селе насчитывалось 123 двора. 

На фотографии: Райнгольд Нусс и его отец.
 
 
Мужчина вспоминает о родных краях по-доброму, подбирает теплые слова. В селе Райнгольда Нусса были колхозы, работа, фермы, своя электростанция, оркестры... И вот, 31 августа 1941 года в деревню высадили группу солдат, которые дежурили по два человека на улицу. Жителей села оповестили о депортации, запретили покидать деревню, и сообщили, что всех сельчан временно увозят до окончания войны. 

– Вещей разрешили взять минимум, а на пятый день сборов нас посадили на пароход, – рассказывает Райнгольд Яковлевич. – Вот так мы и покинули родной дом, веря в то, что вернемся. Но этого не произошло. 

Позже всех высадили с вещами на берег. Потом поездом отправили дальше. Никто не знал, куда едет состав. Люди болели – их никто не лечил, умирали в дороге – трупы передавали милиционерам на станции. По рассказам русского немца, даже роды были в этом вагонном составе. Еды всегда не хватало. В таком «комфорте» людей гнали 20 дней. На станции Голышманово депортированных высадили, там они двое суток ждали дальнейших распоряжений. Семью Нусс направили в село Новоберезовка Аромашевского района. Там немцев хорошо встретили деревенские жители.
 
 
Когда семья Нусс (маленький Райнгольд и его мама) перебрались в Сибирь, мальчик пошел в четвертый класс русской школы. 

– С собой мы брали швейную машинку фирмы Singer, которую еще мой отец привез (на сегодняшний день ей 120 лет). Так вот, моя мама этой машинкой зарабатывала деньги, чтобы нас прокормить и меня выучить, – вспоминает пенсионер.

На фотографии: та самая машинка, которая помогла в годы войны. Она служит семье Нусс до сих пор.
 
 – Не зная ни одного слова по-русски, я попал в четвертый класс школы. Первый год я просидел впустую, только с математикой проблем не было. 
Естественно маленького Райнгольда оставили на второй год, чтобы он изучал русский язык. Мальчишка общался с местными ребятишками, много времени проводил с учителями, изучал учебники. Со временем жизнь деревенских немцев начала налаживаться, они обзавелись некоторым хозяйством, а к седьмому классу русско-немецкий парень не хуже остальных писал диктанты. 

– Интереснее всего оказалось то, что я, слушая говор жителей деревни, научился говорить также. А ведь они все общались с украинским акцентом. Потом приехав в город, пришлось переучиваться...

Переезд в Тюмень 

После 7 классов образования Райнгольд решил получить обучение. Но в его паспорте всегда красовалась отметка «разрешено жить только на территории Аромашевского района». 

– Пришлось писать письмо в УВД Тюменской области, где мне отказали в моей просьбе выехать из деревни. Тогда я обратился в Верховный Совет национальностей СССР, откуда пришел ответ, что я могу поехать на обучение в город Ишим. Однако там уже не было мест по той специальности, которую мне хотелось. 

Райнгольд Яковлевич ездил на обучение с товарищами. Узнав, что в Ишиме нет мест в ВУЗ, они приняли решение попытать счастья в Тюмени. Русский немец хотел поехать домой, ведь у него и не было разрешения свободно перемещаться по всему СССР, а только «в город Ишим для обучения». Товарищи не стали отпускать друга, и, поддавшись на уговоры, молодой Райнгольд решил рискнуть и поехал учиться в Тюмень. 
 
В 1947 деревенские друзья из Новоберезовки перебрались в Тюмень. Но и тут набор на помощников машинистов был закончен. Тогда парни поступили в Базовое ремесленное училище судостроительного завода. В этом училище русско-немецкий студент познакомился с будущей женой – Валентиной Дмитриевной.
 
На фотографии: Молодожены Нусс (на сегодняшний день они живут вместе уже 65 лет).
 
 
После двух лет обучения молодого специалиста определили работать токарем. Получив первую денежную компенсацию, Райнгольд Яковлевич решил съездить домой повидать маму. 

– В 1949 году мне присвоили самый лучший – 5 разряд. Завод дал отпуск, и я поехал к матери в деревню. Через три дня отдыха меня вызывает председатель сельсовета. Я прихожу, а мне говорят: «тебя срочно требует к себе комендант в Аромашево», – в этот момент Райнгольд Яковлевич тяжело вздохнул. Было понятно, что ему тяжело дается рассказ. – Пришел я к коменданту, а он мне: «Где ты скрывался»!? 

Объяснения немца о том, что он уезжал учиться, комендант пропустил мимо ушей. Когда Райнгольд Яковлевич показал документы об образовании, коренастый военный забрал их и бросил себе в стол.  «Сейчас ты подпишешь этот документ», – сказал представитель власти дипломированному специалисту. 

– По этому документу, за самовольный выезд мне грозило 20 лет лишения свободы. Я, естественно, отказался подписывать. Он стал мне угрожать, сказал: «я все равно тебя посажу», – вспоминает тюменский немец.

Под конвоем посадили Райнгольда Нусса в КПЗ. Так продолжалось 4 дня: его приводили, заставляли подписывать документ... 

– Однажды я взял его ручку и выкинул в окно. Сказал, что не стану подписывать эту бумагу. Он схватил пистолет и со словами «щенок, я тебя пристрелю» кинулся на меня. Так я снова оказался в КПЗ, а потом в прокуратуре. 

По словам Райнгольда Нусса, прокурор и помог разрешить данную ситуацию. Немца перевели в Тюмень на постоянное место жительства. Там мужчина отметился в тюменском УВД и стал жителем нашего города. 

– Было все не так просто. С момента, как меня зарегистрировали, с 1949 по 1956 год я ходил на ежемесячную отметку... 

Послесловие 

Не каждый может рассказать историю своей жизни, факты из которой походили бы на сюжет фильма. Райнгольд Яковлевич Нусс - хороший семьянин, у него много детей и внуков, он отличный специалист, работал токарем на судостроительном заводе, мастером фрезерно-строгального участка, начальником цеха, был лучшим организатором производства. Тут еще следует отметить, что этот человек продолжал работать до 70 лет.
 
На фотографии: Райнгольд Яковлевич и его жена Валентина Дмитриевна Нусс.
 

– Хочу еще рассказать, что я ездил в родные края. Находил свою родную деревню, даже дом смог отыскать. Вернее все, что от него осталось – печную трубу. А больше ничего и нет, – рассказывает журналисту NG72.RU Райнгольд Нусс. 

Есть еще одна семейная реликвия тюменского немца.

– Это часы моего отца. По моим подсчетам, им уже более 115 лет. В них менялась пружина, они подвергались реставрации, – рассказывает пенсионер. – Я родился под тиканье отцовских часов, под их тиканье я бы хотел и уйти...

Поделиться записью
Наверх