Многие страны сегодня активно разрабатывают различные логистические пути для того, чтобы снизить издержки мировой торговли. Россия в этом плане не является исключением. Географическое положение нашей страны позволяет создать сразу несколько экономически выгодных маршрутов, которые смогли бы ускорить и удешевить доставку грузов. Одним из них является Северный морской путь …
Одним из главных препятствий для его полноценной работы сегодня является отсутствие полноценной инфраструктуры, но Россия активно работает в этом направлении. Ежегодно в строй вводятся новые ледоколы, и корабли, способные работать в непростых условиях минусовой температуры.
О значении Северного морского всерьез заговорили в 2021 году, когда в Суэцком канале произошла серьезная авария, когда контейнеровоз Ever Given неудачно сел на мель и перегородил основной фарватер и заблокировал движения судов на несколько дней. Но все же главный вопрос, который интересует бизнес, это какова же стоимость перевозки грузов по СМП. В этом плане очень интересно выглядят расчеты Даляньского морского университета, которые провели собственные расчеты себестоимости перевозки грузов по данному маршруту. Результаты их работы можно прочитать в статье, опубликованной в Journal of Marine Science and Engineering в марте 2023 г.
Как пишет издание МедиаПалуба, за основу был взять стандартный сухогруз класса Arc 4 постройки 2015 года. Суда такого типа уже давно работают в Арктике, и довольно неплохо себя зарекомендовали, и они являются оптимальным решением для данной работы.
В расчеты были включены такие показатели, как длительность свободного плавания, стоимость ледокольного конвоя, расходы на ремонт и обслуживание, расход топлива, и стоимость услуг обслуживающего персонала. Все полученные расходы были сведены в специальную таблицу, в которую были включены аналогичные показатели, но для судов в Суэцком канале. И стоит признать, что расчеты оказались просто феноменальными.
Из таблицы отчетливо видно, что выгода Северного морского пути по сравнению с Суэцким каналом просто колоссальная. Стоимость фрахта даже в самые неблагоприятные погодные условия с использованием ледокольного сопровождения намного меньше именно СМП, а в теплое время года и подавно российский маршрут выигрывает.
Стоит ли доверять расчетам китайских специалистов. Однозначно да, ибо именно Китай может стать основным выгодоприобретателем при использовании Северного морского пути, то есть китайцы сами себя не обсчитают. Также СПМ очень выгоден странам Глобального Юга. Однако пока обольщаться не стоит. России предстоит проделать огромную работу по оборудованию необходимой инфраструктуры, только после этого данный маршрут сможет заработать на полную мощность и приносить стране огромную выгоду.