«Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам февраля 2024 года. Согласно результатам исследования, в конце зимы жители нашей страны потратили на покупку новых машин 351,2 млрд рублей. Этот результат оказывается на 34,3% больше, чем в январе (261,5 млрд рублей), и уступает лишь рекордному показателю, достигнутому в декабре прошлого года (384,7 млрд рублей).
Премиум-сегмент пошел в рост
В феврале увеличилась доля премиальных машин в структуре финансовой емкости. В последний месяц зимы в нашей стране было продано 13,6 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента (включая люксовые марки), что вылилось в потраченные 115,6 млрд рублей (+45,9% к январю). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат за месяц увеличилась с 30,3% до 32,9%. Соответственно доля автомобилей массового сегмента сократилась – с 69,7% до 67,1%. Объем их реализации в феврале составил 90,3 тыс. единиц, а затраты на покупку – 235,6 млрд рублей (+29,3% к январю).
Доля «китайцев» снизилась, но на их лидерстве это не сказалось
Более 65% всех денег в феврале потрачено на автомобили китайских марок. По итогам февраля в России было реализовано 61,4 тыс. новых легковых машин китайских производителей. У покупателей на них ушло в общей сложности 230,4 млрд рублей, что составляет 65,6% всей финансовой емкости рынка. При этом в январе данный показатель составлял 67,3%.
Несмотря на снижение доли, «китайцы» остаются безоговорочными лидерами по объему затраченных на них финансовых средств. Ближайшие к ним автомобили отечественных брендов в феврале обошлись россиянам в 40,2 млрд рублей (доля в финансовой емкости рынка – 11,5%). Далее в этом рейтинге располагаются европейские марки (36,4 млрд руб.; доля – 10,4%), японские (24,5 млрд руб.; 7%), корейские (11,8 млрд руб.; 3,3%) и американские (5,5 млрд руб.; 1,6%).
В количественном выражении также лидируют «китайцы». В феврале они разошлись тиражом в 61,4 тыс. единиц (59% рынка). Почти вдвое меньше было реализовано автомобилей российских марок - 31,3 тыс. шт.,30,1%. Производители из других стан давно показывают несоизмеримые объемы: продажи японских марок составили всего 3,7 тыс. шт. (3,5%), европейских - порядка 3 тыс. шт. (2,9%), корейских – 2,9 тыс. шт. (2,8%), американских машин - менее тысячи.
Лишь 20% денег потрачено не на кроссоверы и внедорожники
Сегмент **SUV остается крупнейшим на рынке как в штуках, так и в деньгах. За весь февраль в нашей стране было продано 72,8 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, а потрачено на них было 280,3 млрд рублей. Как итог, на долю этого сегмента пришлось 70,1% в абсолютном выражении и 79,8% – в денежном. Таким образом, только 20,2% затраченных в последний зимний месяц денег ушло на все оставшиеся сегменты.
Вторыми по популярности у жителей нашей страны остаются автомобили В-класса. По итогам февраля было реализовано 21 тыс. таких машин на сумму 26,4 млрд рублей. Их доля составила 20,2% в объеме продаж и 7,5% – в финансовой емкости.
Что касается автомобилей других сегментов, то на их покупку в конце зимы было потрачено по отдельности менее 10 млрд рублей. При этом доля каждого из них в денежном выражении не дотянула и до 3%.
«В феврале 2024 года было продано почти 104 тысячи новых легковых автомобилей, на 30% больше, чем в январе этого года, и на 85% по сравнению с прошлогодним февралем. Рост произошел на фоне обеспокоенности потенциальных покупателей ожидаемым с 1 апреля увеличением цен из-за изменения порядка взимания утилизационного сбора и желанием успеть приобрести машину до этой даты. Также повлияло желание дистрибьюторов снизить накопленные за вторую половину прошлого года стоки и предпринятые ими для этого меры – предоставление скидок при сдаче автомобилей в **Trade-In, скидок на приобретение автомобилей в кредит и субсидирование кредитных ставок на некоторые модели. Это привело к росту продаж, особенно в последние недели месяца», – объясняет исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
«Рост объемов реализации новых машин способствовал и увеличению финансовой емкости рынка. В феврале она не только выросла на 34%, но и превысила отметку в 300 млрд рублей, что было характерно для периода с августа по декабрь 2023 года. Более того, февральский результат (351 млрд рублей) по объему затраченных средств уступил лишь рекордному уровню декабря, который составил почти 385 млрд рублей. Поэтому при дальнейшем росте продаж автомобилей можно рассчитывать на новый рекорд финансовой емкости», – считает руководитель «Открытие Авто» ( блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
**СУВ, Трейд-ин