Новости Тюмени и Тюменской области - 23.05.2015
Мастерская, где восстанавливают вещи 18-19 веков, работает при тюменском доме-музее Машарова по улице Ленина. При взгляде на неприметное одноэтажное здание с трудом верится, что здесь дают вторую жизнь полуразрушенным предметам и превращают хлам с помойки в дорогие выставочные экспонаты.
Внутри реставрационной мастерский картина не лучше - узкие коридоры, тесные комнаты, отваливающаяся с потолка штукатурка.
Воздух насыщен резкими запахами - пахнет деревом, краской, бензином, какими-то химическими растворами. С непривычки кружится голова и трудно дышать - хочется выйти на свежий воздух или открыть нараспашку все окна.
Но реставраторам, которые проводят в таких условиях полноценную рабочую неделю, хоть бы хны: здесь, среди груды старых вещей и склянок с химикатами, они чувствуют себя словно рыба в воде.
Всего в мастерской работают семь человек. Каждый специализируется на конкретном направлении. Кто-то восстанавливает одежду, кто-то реставрирует дерево, кто-то занимается металлом. На фото ниже - реставратор Юлия Речкалова, она специализируется на ткани и коже.
Старые вещи на реставрацию к Юлии Речкаловой попадают разными путями. Некоторые люди целенаправленно приносят сюда одежду своих предков с просьбой восстановить ее первоначальный вид. Одни находят порванные сарафаны и костюмы на чердаках, другие тащят потрепанную временем одежду со свалок.
Некоторые вещи, которые находятся в очень плохом состоянии, используют в качестве «запчастей» для музейных эскпонатов - отдирают от них наиболее ценные элементы, например, пайетки, и приделывают их к другой одежде.
- В девятнадцатом веке одежду, в основном, делали из натуральных тканей - шелковых, хлопчатобумажных, льняных. Такие же материалы мы используем и для реставрации, - объясняет Юлия Речкалова.
Популярные нынче искусственные и синтетические ткани здесь не в почете. Даже шелковые нитки, необходимые для шитья, используют только натуральные. Они тоньше человеческого волоса и едва заметны, но, несмотря на это, крепче лески. Благодаря им швы, образующиеся при реставрации, практически незаметны.
Моток шелковых ниток в магазине сложно купить, а если удастся найти, то сумма окажется весомой.
Реставраторы поступают просто: распускают на нитки шелковую газовую ткань, а потом красят каждую ниточку в нужный тон. Красят двумя способами: либо химическими красителями, либо по старинке - травами.
Вот так выглядит первоначальная материя, которую используют в качестве «донора»:
Готовые шелковые нити, которыми можно реставрировать старые вещи:
Иногда в мастерскую приносят на реставрацию головные уборы. При их изготовлении наши предки использовали разные ткани - от бархата до бисера и пайеток. Часто узоры вышивали золотыми металлическими нитями.
Многие вещи, чей возраст исчисляется не десятилетиями, а столетиями, находятся в ужасном состоянии. Некоторые развалились от времени, другие - поедены крысами и прочими грызунами.
- Когда мы начинаем реставрировать одежду и распарываем ее, то по старым швам можно увидеть - как перешивался предмет, как он выглядел первоначально. Благодаря этому можно уточнить его датировку (примерный год изготовления) и крой. К примеру, вот этот предмет (на фото ниже) явно был перешит, - говорит реставратор Юлия Речкалова.
Рубаха на снимке ниже изготовлена из крапивного домотканого волокна конца середины девятнадцатого века. Несмотря на то, что в основе этого материала - колючее растение, ткань очень мягкая и не причиняет дискомфорта человеку. В давние времена ходило поверье, что даже маленький кусочек ткани из крапивного волокна способен защитить от сглаза.
Сейчас в Тобольске разрабатывают методику изготовления крапивного волокна. В рамках разработки наши соседи обратились за помощью в реставрационную мастерскую Тюмени и попросили восстановить эту хантыйскую рубаху.
Один из главных материалов в работе реставратора по тканям - бисер. Многие вещи, сделанные пятьдесят-сто лет назад, а то и позже, расшиты мелким бисером. Он кардинально отличается от того, который мы привыкли видеть в современных магазинах. Старые бусинки очень мелкие и выглядят как стеклянные крошки - в них с трудом можно разглядеть отверстие для ниточки.
Предмету на фото ниже - больше двухсот лет, он сделан в конце восемнадцатого века.
Работа по восстановлению таких предметов - очень трудоемкая. Смотрите, как выглядит старинный бисер начала девятнадцатого века:
Старую одежду перед реставрацией ничем не обрабатывают - просто промывают и все. Тюменская вода, поясняют реставраторы, очень хлорированная и хорошо обеззараживает предметы. В редких случаях для дезинфекции применяют химикаты.
Еще одно интересное подразделение мастерской - реставрация по темперной живописи. Основной фронт работ здесь - восстановление икон и старинных книг. Небольшое помещение, где работает реставратор больше похоже на алтарь: повсюду иконы.
Тюменские мастера восстанавливают даже самые запущенные случаи - к примеру, если отсутствует 50% изображения. Главное, чтобы сохранился лик. Наши предки, напротив, иконы с такими серьезными повреждениями предпочитали сжигать.
Основа стандартной иконы - доска. По качеству дерева, а также по количеству и расположению дощечек, можно определить примерный период, когда было изготовлено это изделие.
Технология создания икон следующая: сначала берут доску, режутее ножом (чтобы хорошо легла ткань), затем на дерево накладывают специальную ткань, уже на нее наносят левкас (мел, размешанный на животном или рыбьем жиру с добавлением льняного масла).
Самое изображение рисуется темперными красками - технология, рассказывают реставраторы, пришла к нам из Византии. Раньше в основе таких красок лежало сырое яйцо, сегодня их заменяют другими, ненатуральными, ингредиентами. Такие краски сохраняются очень долго - рисунок может оставаться ярким на протяжении столетий.
Из-за сложной технологии реставрации (только одна просушка занимает несколько месяцев), восстановление одной иконы может затянуться на пару лет.
В помещении поддерживают определенный температурный режим.
Это самый дорогой предмет в иконописной мастерской. Подобные статуи можно увидеть во многих католических церквях. Для православных такие фигуры - большая редкость. Тем не менее, это деревянное изваяние относится к православию.
- Они были распространены в семнадцатом-восемнадцатом веках немного северней нашего региона. Но постепенно подобные статуи все больше и больше вытеснялись иконами. Настоятели храмов и духовенство было заинтересовано в том, чтобы наши люди не склонялись к идолопоклонству. Поэтому сейчас вместо таких фигур в наших храмах - уже ставшие привычными иконы, - говорит реставратор.
Новое направление в реставрационной мастерской - восстановление старых книг.
Это мастерская по реставрации металлов. Железо, латунь, сталь, чугун, различные сплавы... К каждому из них - свой подход при восстановлении. К реставратору многие изделия приходят покрытые коркой ржавчины.
Чистят металл с помощью кислоты.
Здесь металлические изделия, которые подверглись химической очистке, тщательно промывают. В помощь реставратору - набор «стандартной домохозяйки», «Пемолюкс» и прочие чистящие средства.
- Вопреки расхожему мнению, что металл боится воды, эта промывка для него - большое благо, - говорит реставратор. - Химикаты проникают во все поры, поэтому наша задача - полностью очистить изделия от вредных веществ. Если схалтурить, сделать промывку некачественно, то через несколько лет химикаты начнут вылезать наружу, и на поверхности металлических изделий появятся своего рода «язвочки».
Здесь реставраторы восстанавливают вещи из дерева. Основные предметы, которые сюда поступают: старинная мебель, музыкальные инструменты, элементы быта (например, настенные часы с кукушкой). В этой мастерской очень вкусно пахнет деревом и лаками.
На фото ниже - разобранная фисгармония (музыкальный инструмент, похожий на фортепиано).
- Реставрация таких инструментов сложна тем, что корпус был изготовлен таким образом, что усиливал звучание звука. То есть, мастера хорошо подбирали фактуру дерева, выбирали определенную толщину, хорошо просушивали материал. Поэтому если при реставрации использовать современные материалы, то нужно действовать очень осторожно, чтобы сохранить баланс. Главная задача - после восстановления инструмент должен звучать точно также, - говорит реставратор.
Реставрация одного музыкального инструмента, в среднем, занимает два-три месяца.
- Мы пока не можем похвастаться супер-современным оборудованием, - говорит реставратор Юлия Речкалова. - Но все впереди.
При доме-музее Машарова мастерская работает с 2001 года. В ближайшее время реставраторы надеются переехать в новое музейное здание по Орджоникидзе. Там, на третьем этаже хозяйственного корпуса, запланированы большие реставрационные мастерские - с высокими потолками, большими окнами и хорошим современным оборудованием. Но когда именно произойдет переезд - никто не знает. О нем говорят уже несколько лет.