29 июля, в День города, в Тюмень на встречу с поклонниками приехал известный режиссер, автор фильмов «Майор», "Жить" и «Дурак», Юрий Быков. Он рассказал горожанам о том, как создается кино в России и в свойственной ему ироничной манере поделился своим личным взглядом на кино.
"Завод" и "Сторож"
Себя Быков открыто называет режиссером-«чернушником». Сейчас он работает над картиной «Завод». Эта лента расскажет зрителю о тяжелой ситуации вокруг закрывающегося предприятия в моногороде. Несколько тысяч рабочих остаются без средств к пропитанию. Местному олигарху-владельцу завода до этого нет дела, но группа из нескольких отчаявшихся трудяг вызывают его на бой. Также в планах - остросюжетная драма "Сторож", с которой по актуальности, по словам режиссера, он опоздал лет эдак на 15.
Творчество – это хулиганство
На вопрос, как писать сценарии, Быков отвечает, что в творчестве не может быть правил. Это спонтанность и хулиганство, и писать об этом книги бессмысленно. Искусство - не ядерная физика. Художник должен действовать по наитию. Нужно слушать свой внутренний голос и решить для себя – эта тема меня волнует, и об этом надо снимать. Это должно быть интересно прежде всего самому себе. А если неинтересно,то и незачем со своим замыслом куда-то идти. Сам Быков к написанию сценария относится как к обычной работе – писать нужно, даже если нет вдохновения. Завтракаешь и садишься за работу, пообедал – и опять писать.
Режиссер - это китайский болванчик
Управлять съемочным процессом должен режиссер. Он начальник, и актеры, операторы, звуковики должны его беспрекословно слушаться, потому что он должен держаться линии, которую избрал сам. Можно детали обсуждать, но последнее решение за режиссером. А если все, кому не лень, будут пытаться командовать на съемочной площадке, то получится как в басне Ивана Крылова «Слон-живописец», - ералаш. К сожалению, пока главный у нас продюсер, потому что он дает денег. А режиссер – болванчик, который кивает головой. А в идеале он должен командовать и ставить всех на место. Фильм – его точка зрения.
В "Майоре" замазал себе второй подбородок
Известно, что в некоторых своих фильмах Быков снимался сам. По образованию он именно актер. Например, в "Начальнике" и "Майоре".
- Воспользовался тем, что я режиссер и замазал себе второй подбородок в "Майоре". Там в одной из сцен мой герой заходит в комнату, и я вижу, что подбородок у меня вообще кошмар. Замазал.
В Тюмени чернуху не снимешь
- У вас тут все хорошо. Чисто, люди на улицах улыбаются. Не знаю, про что можно было бы здесь снять кино. Вот встает утром человек, выходит на дорогу и начинает на ней дырку ковырять. Что-то, мол, слишком хорошо у нас все. Только если про это, - смеется режиссер.
Он отметил, что в России всего несколько благополучных городов, из тех, где он бывал. Тюмень можно причислить к их числу.
- На улице у вас меня человек шесть узнали, - сказал Быков.
После чего один из журналистов пригласил его в Курганскую область – там есть что снимать.
Снимать и авторское кино, и сериалы ради денег – это «раскоряка»
Когда снимаешь сериалы ради денег (Быков снимал «Инкассаторы», "Метод") что-то теряешь, как творческая личность. Режиссер метко охарактеризовал эту ситуацию известной поговоркой про «нельзя одновременно и рыбку съесть, и…». Это как пытаться усидеть на двух стульях - «Или задница вырастет» или упадешь». За фильм «Елки» ему тоже стыдно. Впрочем, он относится к этому с большой иронией и сам над собой смеется.
Шесть короткометражек, которые оказались в ведре
- Расскажу только про две из них. Одна была про рыбку. Одинокая девушка живет в съемной квартире. У нее на холодильнике висит магнит в виде рыбки, и она все время водит его туда-сюда. А еще одна короткометражка была про то. как мужика девушка бросила. Он грустный-грустный. Вечером сидит дома и слышит, как его соседи занимаются любовью. Он поднимается к ним и убивает обоих. Называлось это "Вечер". Мандец, да?
На память о своем пребывании в "Медиаполисе" Быков оставил надпись из своего подъезда: "Говорить правду - это счастье".