Музей редкой мебели в Тюмени: зеркало, в которое смотрелись цари, и кресло, в котором сидела революционерка Вановская

NG72.RU побывал на фабрике "Заречье", на которой бережно хранят не только бесценный антиквариат, но и историю нашего города

Мебельная фабрика "Заречье" возникла на базе сундучных мастерских Огибениных. Когда-то Климентий Огибенин перевёз свою семью на улицу Большая Заречная, купил в пределе Вознессенской церкви дом и сделал там свою мастерскую. Его сновья Макар и Иолий продолжили дело отца, а младший Тарас долгое время был гласным Тюменской городской думы, а потом стал фотографом.

Первые известия о том, что Климентий Огибенин переехал сюда появляются в 1875 году. По большому счету, с этого года ведётся и история фабрики. Мало какое предприятие может похвастаться таким сроком в нашем городе. 

- В 1920-ые годы его мастерская была национализирована, и появилась артель "Сундук", - говорит гендиректор "Заречья" Сергей Киверин. - Из артели "Сундук" появилась артель "Защитник Сталинграда", потом её объединили с цехами Горпромкомбината, и в 1945 году образовалась Тюменская мебельная фабрика. 

В главном офисе "Заречья", на Большой Заречной, 41, расположился и музей антикварной мебели - частная коллекция главы предприятия,  о которой он с большим интересом рассказывает всем желающим.

Вот эта прихожая, например, была подарена тогдашним директором овчинно-меховой фабрики. Изготовленные по особой технологии столик, венские кресла, вешалка - все эти вещи экспонаты из каталога Михаэля Тонэта. Главная особенность конструкции знаменитых стульев - эластичность. Любые стулья, скрепленные шипами, разваливаются, а здесь подкрутил шурупы и можешь ещё хоть 100 лет сидеть.

А вот впечатляющее своей красотой, размерами и историей зеркало. Здесь его хранят не тронутым - не хотят нарушать энергетику. Когда-то оно стояло в доме Филимона Колмогорова - одного из самых богатейших купцов России. Велик шанс того, что в него смотрелись даже царские особы.

Есть мнение, что каждому посмотревшемуся в это зеркало будут способствовать удача и благополучие. Наши дальнейшие действия вполне предсказуемы.

А история этого кресла-качалки связана с Григорием Распутиным. Этот предмет принадлежал видной даме своего времени Аграфене Семеновне Вановской, сосланной в Тобольск 1905 году за участие в революции. По многочисленным слухам, красота и ум Вановской не остались не замечеными Распутиным. Говорят, кресло-качалка является источником жизненной энергии и здоровья, подобно стулу Распутина из села Покровское.

- Только представьте, - говорит Сергей Аркадьевич. - Она качалась в этом кресле, а Распутин сидел у ее ног и целовал её ручки.

Знаменитая машинка Zinger в свое время прочно поселилась в домах граждан. В музее представлен не самый обычный ее вариант. Конструкция позволяет превратить рабочее место в тумбу.

Многолетний памятник сибирского мебельного искусства.

А этот столик хранит память о Тарасе Огибенине и его фотостудии, которая в те годы была самой лучшей в городе. Тюменская фотография благодаря его стараниям вышла на международный уровень и в начале 20 века была представлена на Всемирной фотовыставке в Париже.

Вот эта чугунная статуэтка лошади более 100 лет назад украшала рабочий стол основателя чуголитейного дела в Западной Сибири и владельца крупнейшего тюменского промышленного предприятия Николая Дмитриевича Машарова. 

История попадания в музей вот этого шкафчика в восточном стиле весьма иронична. 

- Приехал мужчина, рассказал, что у него в сарае гниёт мебель, отдал за смешные деньги, - вспоминает Сергей Аркадьевич.

Позднее оказалось, что эта мебель имеет историческую значимость, а возраст ее - весьма и весьма велик. 

Загадкой остается и история попадания этих предметов в Тюмень. Есть два самых популярных варианта: либо Великим шелковым путем, проходившим через наш город, либо остался от какого-то купца, так как раньше восточная тематика была очень популярна.

На книжной полке лежат книги, принадлежавшие Аграфене Семеновне Вановской. Говорят, в ее домашнюю библиотеку входили тысячи томов. 

На 255 странице "Бесов" Достоевского её рукой подчеркнуты следующие слова: "Нужно быть, дѣйствительно, великим человѣкомъ, чтобы сумѣть устоять даже противъ здраваго смысла".

Буфет в стиле модерн в начале 20-го столетия с успехом служил Вановской.

Фото Аграфены Семеновны.

Настоящие самовар и столик тех времен.

Узнать еще больше подробностей об этих и других экспонатах музея вы можете по адресу: Большая Заречная, 41.

Телефон для записи на экскурсию: 688-805.

Поделиться записью
Наверх