Сотрудники Центра урбанистики представили в Тюмени своё видение развития нашего города. В течение нескольких месяцев столичные специалисты изучали соцсети, проводили глубинные интервью с жителями и дотошно копались в официальных документах. Результаты глобального исследования были представлены на суд журналистов и представителей строительного сектора на конференции «(Не)Спальные районы: комфорт, среда, деятельность».
Спикерами встречи стали преподаватель МГУ, основатель и идеолог Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов и архитектор Александр Бурцев. По признанию Мурунова, Тюмень оказалась намного глубже, сложнее, интереснее и противоречивее, чем ожидалось. Он рассказал собравшимся о неповторимых особенностях нашего города и предложил свои варианты решения "чисто тюменских" проблем.
— Ваш слоган «Тюмень - лучший город Земли» говорит о том, что здесь всё лучшее: лучшие конфликты, лучшее внутренние отношения и если проблемы, то тоже самые лучшие, - пошутил Святослав. - Тюмень это город потенциала. Не каждый день приходится видеть такое место. Вы накопили много энергии - сюда стекаются люди, финансы - но не до конца с этим потенциалом научились работать, поэтому в Тюмени и наметился отток денег, людей и каких-то интересных проектов.
— Тюмень - город, который фактически является столицей. У вас налицо все столичные процессы: приток населения, серьёзные амбиции, много знаковых проектов, высокая плотность городских событий. Однако, с точки зрения качества этих процессов, есть разрыв. Тюмень столицей быть не хочет, Тюмень просто хочет хорошо жить, — говорит Святослав.
Социологи-урбанисты признаются, что во время проведения массового опроса горожан они отметили беспрецендентное количество запросов "В нашем районе нужен новый торговый центр".
— Люди проводят очень много времени в торговых центрах. Здесь ТРЦ - это центр жизни. Я посетил торговые центры и увидел, что там дети играют в прятки, подростки сидят в самых темных местах с телефонами и бумбоксами, где не снимают камеры. Бабушки сидят на парапетах и общаются, потому что на улице холодно и лавочки снегом занесены. Тюмень действительно живет в торговых центрах. Эта ваша неповторимая идентичность. Можно построит центр и вокруг него сразу образуется город.
Существенным минусом таких предпочтений тюменцев является полное отсутствие процессов социализации и окультуривания населения в гипермаркетах. Здесь не происходит обмена знаниями, общения. Гигантские магазины в Тюмени переполнены дегустациями, рекламой, объявлениями, но не учитывается важность культурного воспитания. Если, например, кто-то приехал из маленького города, то он не поймет, чем Тюмень отличается от всех остальных городов.
Урбанисты взяли порядка 30 глубинных интервью с представителями гуманитарных профессий. Они обсуждали с краеведами, журналистами, издателями их запросы к развитию Тюмени, их жизненный сценарий (хотят ли они уехать или остаться, почему).
— У вас много высокообразованных людей с большим профессиональным опытом, но они чувствуют разрыв между тем, что они могут делать и тем, что им приходится делать, чтобы отвечать запросам тюменцев. То есть им приходится делать более попсовые вещи, чем те, которые они хотят. Важно преодолеть этот разрыв, насытить Тюмень сложными сценариями и воспитать горожан, которые смогут по достоинству оценить тюменский креативный класс.
По мнению Мурунова, отток креативного класса связан с тем, что в Тюмени не возникает рынка городских постиндустриальных услуг — киностудии, издательства, IT-компаний.
Интересно, что исследования образовательного рынка выявили проблемы города. Так, например, за последние годы значительно уменьшилось количество людей, которые после получения высшего образования в Тюмени находят работу в регионе, а количество желающих получить гуманитарное образование увеличилось по отношению к техническим специальностям.
Личные беседы с тюменцами помогли понять, с чем ассоциируется областная столица у ее жителей. Уют, удобный, спокойный - это то, что говорили горожане, когда их спрашивали о чувствах, связанных с городом. Если рассматривать это облако более детально, вы бы увидели, что там есть совершенно разные ассоциации, вроде «столица» и «первое место земли». Примечательно, что для горожан Тюмень — это вроде бы столица, но при этом маленькая, словно небольшой уютный садик.
Интересовались социологи и уровнем удобства жизни в административных районах Тюмени. Выяснилось, что жители Ленинского района более комфортно ощущают себя, чем жители других районов.
Отметим, комфортом тюменцы считают транспортную доступность, безопасность, культурную среду и хорошее состояние экологии.
Примечательно, что запросы к профессиональному саморазвитию и к социальному капиталу (окружению) значительно меньше.
Чаще всего жители Тюмени говорят о необходимости увеличения общественного пространства, создания скверов, парков, спортивных центров.
Кроме этого, когда горожане говорят о городских проблемах, они переживают конфликт разности среды между многоэтажками и частным сектором. Кто-то говорит, что всё надо сровнять с землей и сделать парк, кто-то, что надо беречь фасады и восстанавливать историческую среду.
— Тюменцы - очень конкретные люди. Мы просили самостоятельно указать нужды города, они не просто писали «Нам нужны парковки», они писали: «На углу таких-то улиц нужно сдвинуть ларек на на 5 метров влево», а один мужчина провел глубинное исследование того, откуда в Тюмени берется грязь, и что с ней нужно делать.
Что нужно микрорайонам? Базовая инфраструктура, социально-культурная более-менее есть, но у людей существует большая потребность в том, чтобы проводить время содержательно в выходные в своем районе: сходить в семейное кафе, кофейню, химчистки, банкоматы, рынки.
— Когда мы людям задавали вопрос: «Куда вы едете? Где отдыхаете?» , они отвечали: «Мы ездим в город», причем отвечали так в разных районах, которые по сути тоже являются городом. Все называли разные места, куда они ездят в город, есть у вас такой «плавающий центр».
Кроме этого, столичные гости были удивлены расположением тюменских кофеен и пивных.
— Мы делали анализ размещения в городе пивных магазинов и кофеен. Обычно их расположение очень четко показывает, где центр, а где окраина. Так вот в Тюмени оказалось, что пивные и кофейни равномерно распределены по городу. Тюменцы придумали свой коктейль: по выходным - пиво, по будням - кофе. Для них это нормально. Это очень интересный вывод.
В течение долгого времени специалисты пытались найти что-то оригинальное тюменское в моде, но так и не смогли. Оказалось, что в Тюмени большое количество дизайнеров, отдельных креативных магазинов, но оригинального тюменского стиля нет.
— Обычно города проявляют свою идентичность какими-то способами, например, создают фирменный торт. Но даже этого не нашлось. Мы выявили лишь особый тюменский подход к ведению бизнеса. Знаете какой? Делать всё сразу, быстро и самому.
Помимо неповторимого стиля ведения бизнеса, урбанисты отметили и архитектуру нашего города.
— Мы увидели здесь много тюменского "крестьянского барокко". Это значит, что в городе много красоты и излишеств, но на отдельно взятом пяточке. Каждый пытается в своем здании отобразить МАКСИМУМ того, что он хочет, «Надо еще вот этого добавить. Не знаю зачем, но хочется». Избыточность энергии выливается в архитектурные излишества, это свидетельствует о недостатке в городе новых сложных смыслов.
В конце презентации Святослав Мурунов пришел к выводу, что, как ни странно, при высокой плотности городских культурных событий, дефицит в Тюмени связан с культурой — горожане не понимают, что такое город, как в нем жить. "Тюмень про нефть, газ, освоение севера или все-таки она про что-то еще?", - спросил присутствующих Мурунов. Процессы, происходящие в Тюмени, - это попытки ответить на этот вопрос. Тюменцам предстоит направить потенциал по пути нового понимания города.
— С точки зрения макропроцессов, происходящих в городе, Тюмень уже столица. А с точки зрения того, как себя здесь чувствуют горожане — провинция и хорошо, что так — здесь еще можно жить.