История тюменского автобуса насчитывает почти сотню лет. Воспоминания про те времена хранят старые фото и исторические книги. За век система общественного транспорта в городе поменялась кардинально. Что изменилось, на чем сейчас ездят тюменцы, и с какими проблемами сталкиваются пассажиры в 21 веке, узнавал журналист NG72.ru.
В настоящее время более 80% пассажиропотока Тюмени приходится на городской общественный транспорт. Несмотря на то, что по результатам 2015 года количество маршрутов сократили до 113, пассажиропоток продолжает расти. Так, если еще три года назад автобусы перевезли 129 миллионов пассажиров, то в 2015-м – уже 137 миллионов.
Первые автобусы в городе появились в 30-х годах 20 века, еще до появления асфальтированных дорог. За почти одно столетие система общественного транспорта значительно поменялась. Так, на смену старому грузовику в 1934 году пришли три (по разным данным — два) самых что ни есть настоящих автобусов марки ГАЗ-0330. Они были значительно комфортнее своего предшественника. А стоимость проезда в первых автобусах составляла 15 копеек.
История изменений стоимости проезда, начиная с 2005 года
- С 1 января 2005г - 5 руб (7 руб в частных);
- С 1 января 2006г - 7 руб (8 руб в частных);
- С 1 января 2007г - 8 руб (9 руб в частных);
- С августа 2007г - 9 руб (уравняли стоимость проезда в муниципальных и частных автобусах);
- С июня 2008г - 12 рублей;
- С 15 апреля 2010г. стоимость проезда в автобусах и маршрутных такси составляет 14 рублей;
- С 1 ноября 2012 г. - 16 рублей;
- В настоящий (с 1 апреля 2015 г.) момент стоимость проезда в общественном транспорте - 22 рубля;
- С 1 февраля 2014 г. стоимость проезда 18 рублей.
- С 1 апреля 2015 г. стоимость проезда составила 22 рубля.
После 1940-х в городе появилась первая автотранспортная контора. В ней насчитывали 19 автобусов и 16 такси. В 50-е в городе начался настоящий автобусный бум. Связано это с увеличением автобусов и появлением новых маршрутов. Безусловно, важную роль в этом сыграла укладка асфальта. Поэтому в те годы тюменцы уже ездили на комфортабельных ПАЗ-651 и ЗИС-155.
В послевоенное время автобусный парк насчитывал аж 58 автобусов. Спустя пару лет в городе появились первые ЗИЛ-158 (автобус ЛиАЗ), а в 1970-е — маршрутки. 30 апреля этого же года в городе запущен первый троллейбус, одним из трех его водителей была женщина. Троллейбусная эпоха продлилась почти сорок лет, после чего в 2009-м троллейбусное движение в городе закрыли.
В восьмидесятые в Тюмени разработали проект по проведению трамвайных линий. Трамваев до сих пор нет, но вопрос их появления обсуждается из года в года. Поэтому не удивительно, что согласно генплану в городе все же предусмотрено строительство эстакадных развязок и линий для скоростного трамвая.
Схема скоростного трамвая
А сейчас — немного цифр. Сегодня перевозку по городу тюменцев осуществляет 1098 транспортных средств. Среди них — 551 автобус и 547 единиц общественного транспорта малой вместимости, а по-народному — маршруток.
Средний возраст автобусов в прошлом году составил 5 лет. А в этом запланировано проведение муниципальных закупок на приобретение общественного транспорта, которому не более 7 лет.
Протяженность маршрутной сети городского пассажирского транспорта в прошлом году увеличилась. Больше стало и остановок: теперь их 1101.
Акционерное общество «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 1»
В автопарке «ТПАТП» 322 автобуса. Это — ЛиАЗы и МАЗы разной модели. Всего — 6 моделей ЛиАЗов и 9 моделей МАЗов.
Средний возраст общественного транспорта в этом автопарке — 4 года. В ближайшее время покупка новых автобусов не планируется.
Загруженные маршруты: 25,1,14,15.
Акционерное общество «Тюменское пассажирское автотранспортное предприятие № 2»
Количество автобусов в автопарке «ТПАТП» — 196. Как и в первом автобусном предприятии, это — ЛиАЗы (шести разных моделей) и МАЗы (6 моделей). Средний возраст транспорта — 4,2 года.
Загруженные маршруты: 17,13,54.
На чем же сегодня ездят тюменцы? Проанализировав количество автобусов и микроавтобусов, которые есть в автопарке тюменских перевозчиков, можно сказать, что самые популярные в городе следующие модели:
ЛиАЗ-5256 — популярный высокопольный автобус большого класса производства Ликинского автобусного завода. На его базе разработаны многие автобусы и троллейбусы других заводов.
- Снаряженная масса (вес технических жидкостей, полный бак топлива, но не учитывает предельный вес груза и пассажиров) от 10150 до 10400 кг.
- Лошадиные силы: 230
- Максимальная скорость: 90 к/ч
- Общее количество посадочных мест: 24
МАЗ-206067 - Городской автобус Минского автомобильного завода. Очень удобен тем, что имеет низкий пол в передней части. Здесь расположена большая накопительная площадка с местом для инвалидной коляски, а также небольшое количество сидений. Автобус оснащен двигателем «Мерседес». Эксплуатируется во многих городах Белоруссии, России, Украины, Эстонии, Казахстана.
- Количество посадочных мест: 26
- Снаряженная масса: 11100 кг
- Лошадиные силы: 180
- Максимальная скорость: 88 км/ч.
Кстати: в августе 2006 на Московском автосалоне МАЗ-206 был признан лучшим городским автобусом.
Peugeot IRITO Boxer. Для пассажирской перевозки в городе в качестве общественного транспорта по городу курсирует примерно 120 единиц. Наряду с российскими микроавтобусами «ГАЗель» автобус популярен благодаря своему высокому комфорту и дизайну, а также невысокой стоимости. Что и привлекает перевозчиков покупать микроавтобусы этой марки.
Впечатления от поездки положительные. Хорошо держит дорогу. В салоне комфортно, почти не слышен шум двигателя.
Фото: fotobus.msk.ru
- Снаряженная масса: 3500 кг
- Мест для сидения: 17
- Лошадиные силы: 120
- Максимальная скорость: 140 км/ч
Fiat Ducato. В Тюмени курсирует примерно 100 единиц. Выпускается итальянской компанией. Комфортабельный микроавтобус с неплохой шумоизоляцией.
- Лошадиные силы:120
- Максимальная скорость: 140
- Снаряженная масса: 2500 кг
Ford Transit. Для перевозки пассажиров по городу задействовано около 60 единиц. Это самый продаваемый в Европе коммерческий автомобиль на протяжении 40 лет. И неудивительно: микроавтобус юркий и весьма комфортный.
- Лошадиные силы: 86
- Мест для сидения: 18
- Максимальная скорость: 100 км/ч
- Снаряженная масса: 2440 кг
Mercedes-Benz Sprinter. В городе курсирует около 15 единиц.
Быстрый и удобный микроавтобус с удобными сиденьями. Из недостатков — узкий проход между сиденьями.
- Снаряженная масса: 2125 кг
- Лошадиные силы: 156
- Максимальная скорость: 155 км/ч
- Количество посадочных мест: 18.
Citroёn Jumper. Внешне сильно схож с «Peugeot Boxer». Хорошо держит дорогу и входит в повороты высокие и удобные сиденья. В городе замечено примерно 10 единиц.
Максимальная скорость: 145 км/ч
Снаряженная масса: 2000 кг
Лошадиные силы: 110
Посадочных мест: 18
«Газель» Луидор (ГАЗ-322133). Популярный микроавтобус: всего в городе курсирует порядка 60 единиц.
Быстрый микроавтобус. Но не без минусов. К ним можно отнести неудобные сиденья без подголовников. Плохая шумоизоляция в салоне.
- Лошадиные силы: 84
- Снаряженная масса: 2400 кг
- Максимальная скорость: 120 км/ч
- Посадочных мест: 13
Кстати, на популярном портале четыре года назад появилось фото автобуса «Феррари» с тюменскими номерами. Многие успели пошутить, якобы у горожан есть возможность покататься на шикарном красном «Феррари». Но на улицах города, как пишут тюменцы, автобус кроме как на фото замечен не был.
Согласно данным «Тюменьгортанс», в июле 2016 года лучшими в городе стали следующие маршруты: №153 (АО «ТПАТП» -1), №145 (АО «ТПАТП»-1), №12 ООО «Автолинии», №78 (АО «ТПАТП»-2), №10 (АО «ТПАТП»-1).
Худшей за этот месяц признана следующая пятерка маршрутов: №62 (ООО «Тюменьавтолайн»), №2 (АО «ТПАТП»-1), №29 (ООО «АТП» Отечество»), №53 (АО «ТПАТП» -1), №83 (ООО «Тюменьавтолайн»).
Рейтинг маршрутов составлен исходя из количества жалоб пассажиров на данный маршрут, из отклонения планового количества автобусов, работающих на маршруте в вечернее время, и других важных показателей.
Ирина Яркова
|
- Плохо, что не всегда автобусы подъезжают близко. Чтобы было удобно выйти с коляской.
Клара Емельянова
|
- В Тюмени довольно-таки много транспорта. Уехать всегда можно: что в 7 утра, что в 10 вечера. Я бы поменяла маршрутки , в них очень мало место, и когда час пик, маршрутка забивается за пару остановок. Людям приходится ждать более свободную маршрутку, это очень неудобно и долго. Как работаем сама система «Тюменьгортранс», меня устраивает: всегда скажут, во сколько автобус, примут и отработают твой отзыв. Хотелось бы еще, чтобы для водителей проводились тренинги по общению с пассажирами, порой некоторые себя ведут крайне неуважительно!
Елена Софьина
|
- Не хватает транспорта в отдаленные районы и в новостройки! Например, из Ямальского без машины с ребенком уехать проблема. А вот на ДОК к родителям с центра, если ехать в маршрутке с коляской, не пускают.