В 1958 году тюменцы вспомнили о генерале армии Николае Ватутине и назвали его именем одну из новых улиц областного центра.
В 50-е годы обширное пространство на юго-восток от Велижанского тракта, включенное в черту города было отдано под застройку разным организациям Тюмени и частным лицам. Улица Ватутина была крайней, ограничивающей с юго-востока этот район. Улица вначале была короткой и прямой, но постепенно удлинялась и в результате своеобразной застройки приобрела изогнутую форму. Она долго оставалась улицей - односторонкой, деревенского вида домами застраивалась только нечётная сторона. В 1964 году строители железной дороги Абакан - Тайшет построили сборные щитовые дома тоже на улице Ватутина (район СМП).
В начале 70-х годов прошлого века началась интенсивная застройка чётной стороны улицы. Для своих работников построили многоэтажные дома нефтеперекачивающая станция, трест «Сельстрой», Гипротюменьнефтегаз. В начале 80-х годов были сданы поликлиника №8, школа №36 и 56, детские сады и библиотека. На застройку всего микрорайона ушло около 25 лет. Начало 2000-х годов знаменует новый этап в жизни, как самой улицы Ватутина, так и всего микрорайона, носящего имя генерала армии.
Сносятся частные дома по нечётной стороне улицы Ватутина и строятся длинные «девятиэтажки». Интенсивно застраивается бывший район СМП. В центре микрорайона появился мини-рынок «Ватутинский».
Сейчас в этом районе строится жилой комплекс "На Ватутина". Имя генерала живо не только среди простых горожан, но в среде застройщиков.
Выходец из крестьянской семьи, Николай Ватутин прошёл путь от красноармейца до генерала армии. В годы Великой Отечественной войны он возглавлял войска Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов до своей гибели в 1944 году.
Николай Федорович Ватутин родился в 1901 году в крестьянской семье Курской области. С 19 лет связал свою жизнь с Красной армией. К концу Великой Отечественной войны Ватутин был уже известным военачальником.
Он командовал войсками Воронежского, Сталинградского, Юго-Западных фронтов. Войска под его командованием защищали Воронеж, громили врага под Сталинградом и Курском, освобождали Левобережную и Правобережную Украину, выиграли битву за Днепр.
Довоенная карьера Ватутина складывалась довольно успешно. С 1937 года Николай Федорович служил в Киевском военном округе, а в 1938-м году был назначен начальником штаба округа.
В 1940 году его повысили до заместителя начальника Генштаба.
С приходом в генштаб Георгия Жукова Ватутин снова идет на повышение - он с 13 февраля 1941 года становится первым заместителем начальника Генерального штаба по оперативным вопросам и устройству тыла. Ватутин был правой рукой начальника генштаба, через него проходили все важные вопросы.
С 30 июня 1941-го Ватутин - начальник штаба Северо-Западного фронта, принимал активное участие в обороне Новгорода, возглавив действовавшую здесь оперативную группу войск.
Под его руководством наносились контрудары против войск Эриха фон Манштейна, в результате которых немцы понесли тяжёлые потери на подступах к Ленинграду.
Кандидатура Ватутина предлагалась Жуковым на пост командующего Западным фронтом. 29 июля 1941 года Жуков писал Сталину: "Поставить во главе фронта опытного и энергичного командующего. Конкретно предлагаю Ватутина".
Но Сталин отверг эту кандидатуру, а сам Жуков был снят с поста начальника генштаба.
Тем не менее, благосклонность Сталина вернулась и 14 июля 1942 года Ватутин был назначен командующим войсками Воронежского фронта, а во время Сталинградской битвы командовал войсками Юго-Западного фронта.
Больше информации и акций на
Под командованием Ватутина войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с левым крылом Воронежского фронта в декабре 1942-го провели операцию «Малый Сатурн» и нанесли поражение группировке противника на Среднем Дону.
Эта операция стала примером организации сильного флангового удара в сочетании с рядом фронтальных.
В марте 1943-го он вновь возглавил Воронежский фронт. Особую роль сыграл Ватутин при обороне южного выступа Курской дуги.
Кандидат исторических наук Валерий Замулин оценивает через историческую призму тех событий полководческий талант Николая Ватутина достаточно высоко. В своей статье "Курская битва и Белгородско-Харьковская операция. Лето 1943 г. План Ватутина", он пишет следующее.
Группа армий «Юг» фельдмаршала Эриха фон Манштейна, начав наступление 5 июля 1943 года, за семь суток продвинувшись на 35 километров, полностью преодолела две наиболее укрепленные армейские полосы обороны, а во второй половине дня 11 июля практически пробила у Прохоровки и третью (тыловую) полосу. Для блокирования прорыва Ставка Верховного главнокомандования вынуждена была направить в этот район из своего резерва две гвардейские армии, три танковых и механизированных корпуса. В результате отражение немецкого наступления на юге завершилось лишь 23 августа. В то время как действовавшая в полосе соседнего Центрального фронта 9-я армия генерал-полковника Вальтера Моделя вклинилась в его рубеж лишь на 12-15 км и уже 9 июля была практически остановлена без привлечения стратегических резервов. А через двое суток фронт перешел в контрнаступление.
Анализ архивных документов свидетельствует, что принципиальная схема блокирования 4-й танковой армии Германа Гота, которая должна была нанести удар от Белгорода на Курск и армейской группы «Кемпф», получившей задачу двигаться от Белгорода через Корочу на Скородное, выглядела следующим образом.
Для командующего группой армий Юг Эриха фон Манштейна было крайне важно, чтобы с первых дней обе группировки двигались с одной скоростью и единым фронтом. Что лишило бы маневра Ватутина, позволило бы наступающим экономить силы и тем самым создавало условия для быстрого преодоления обороны. Советским войскам было крайне важно, как можно дольше удерживать 4-ю танковую армию на главной полосе армии Чистякова, выбивая в первую очередь бронетехнику.
Больше информации в соцсетях
Предвидя это, Ватутин предполагал передать 6-й гвардейской армии значительно больше артиллерии и других противотанковых средств, чем другим армиям первого эшелона, а полосу максимально усилить инженерными заграждениями, создав образец современного полевого укрепления с учетом боевого опыта и передовых разработок.
К сожалению, советское командование не имело точных данных о силах, которые Манштейн планирует привлечь для нанесения главного удара. Поэтому опасность прорыва даже через «огненный коридор» четырех армий существовала. Чтобы снизить ее, было необходимо надежно заблокировать группировку, действующую перед 7-й гвардейской армией, то есть войска армейской группы «Кемпф». В этом случае, обладая даже очень значительными силами, противник не смог бы прорвать оборону фронта на всю глубину.
Местность для обороны у Белгорода была более благоприятной, чем у Обоянского шоссе. Гвардейцы окопались на левом (восточном) берегу реки Северский Донец, а немцы на правом. Река существенно усиливала позиции наших войск. И лишь в одном месте — в районе Старого города противоборствующие стороны имели непосредственное соприкосновение.
Больше информации
Перед фронтом Ватутина немцы сосредоточили 349 тысяч солдат, а также 1261 танк и 458 штурмовых орудий. По оценкам исследователей, в боевых частях 4-й танковой армии Гота должно было состоять примерно 118 тысяч человек. Это были значительные силы. В распоряжении Гота и Кемпфа находилось более 50 % танков и 44 % штурмовых орудий, числившихся в соединениях вермахта всего Восточного фронта на 30 июня 1943 года.
Обоянское направление прикрывали в первом эшелоне - 40-я и 6-я гвардейская армии, во втором - 1-я танковая армия. 69-я армия и подвижной резерв командующего фронтом - 2-й гвардейский танковый корпус и 5-й гвардейский танковый корпус. В их боевых частях находилось около 240 тысяч человек, 6099 орудий и минометов и 1204 танка.
Больше информации на сайте
Первые ощутимые результаты замысел Ватутина принес уже в начале немецкого наступления под Курском. Благодаря обдуманному плану обороны с первого дня операции «Цитадель» войска 4-й танковой армии и армейской группы «Кемпф» не смогли сохранить единый фронт наступления, а начали двигаться по двум расходящимся направлениям. Между их смежными флангами образовался большой выступ - мощный рубеж 69-й армии.
К исходу пятого дня боев общие потери бронетехники группы армий «Юг» достигли 66 % (самый высокий показатель за весь период операции «Цитадель»), а армии Гота и Кемпфа оказались надежно скованы на второй армейской полосе обороны. Именно это заставило Манштейна 9 июля менять планы и сосредотачивать основные усилия на решении не оперативной, а лишь тактической задачи - ликвидации угрозы флангам 4-й танковой армии.
Еще одна немаловажная деталь. Приняв на себя удар более мощной вражеской группировки, чем войска его соседа генерала армии Константина Рокоссовского, который защищал северный фас Курской дуги против 9-й армии Вальтера Моделя. Воронежский фронт более трех суток обходился собственными силами. И только 8 июля было брошено в бой первое крупное соединение, переданное Ставкой Верховного главнокомандования - 2-й танковый корпус, а 10-й танковый корпус перешел к активным действиям лишь во второй половине дня 9 июля.
Что же касается двух гвардейских армий, о которых часто упоминают критики Ватутина, то они непосредственно вступили в бой в полосе фронта: 5-я гвардейская армия лишь на рассвете 11 июля, а 5-я гвардейская танковая армия - утром 12 июля.
Больше информации на сайте
Больше информации на сайте
Таким образом, в наиболее тяжелый момент, когда противник вел наступление свежими соединениями, Ватутин сумел удержать ситуацию под контролем без привлечения стратегических резервов, с большим мастерством используя все особенности оборонительных полос и грамотно маневрируя силами и средствами.
После Прохоровского сражения советские войска перешли к выдавливанию противника на исходные позиции. Оборонительная операция Красной армии завершилась выходом наших войск на рубежи, занимаемые ими до 5 июля, то есть до начала боев на Курской дуге.
Воронежский фронт в период с 5 по 20 июля потерял безвозвратно 1254 танка, из 2924 имевшихся до начала боев.
По данным военных исследователей Цеттерлинга и Франксона, основанных на документах военного архива ФРГ, безвозвратные потери Группы армий "Юг" с 5 по 31 июля составили 211 танков.
Погиб доблестный военачальник в 1944 году. Ватутин вместе со своим сопровождением выехал на двух машинах в расположение 60-й армии, чтобы проверить ход подготовки к очередной операции. Как вспоминал Георгий Жуков, при въезде в одно из сёл «машины попали под обстрел диверсионной группы УПА. Ватутин, выскочив из машины, вместе с офицерами вступил в перестрелку, во время которой был ранен в бедро".
Тяжело раненого военачальника на поезде доставили в киевский госпиталь. Были вызваны лучшие врачи, среди которых - главный хирург Красной армии Николай Бурденко. Ватутин получил сквозное ранение бедра с раздроблением кости. Несмотря на оперативное вмешательство и использование в ходе лечения новейшего пенициллина, у Ватутина развилась газовая гангрена. Консилиум врачей во главе с профессором Шамовым предложил ампутацию, как единственное средство спасения раненого, но Ватутин отказался. Спасти Ватутина так и не удалось, и 15 апреля он скончался в госпитале от заражения крови.
На похороны 17 апреля доставили самолетом его мать – Веру Ефимовну, которая потеряла в его лице последнего сына. Семья генерала хотела, чтобы он был похоронен в Москве. Председатель СНК Украины Хрущев настоял на своем: могила полководца находится в Мариинском парке Киева.
В 1948 году по инициативе Никиты Хрущева на могиле поставили памятник с мемориальной надписью на украинском языке: "Генералу Ватутину - от украинского народа". Застывший в граните полководец говорит: "Никуда, как День Победы, меня нельзя перенести".
К сказанному остается лишь добавить, что последнюю награду полководец получил в августе 1943 года за участие в Курской битве – орден Кутузова I степени. Успешные операции 1943-1944 годов не были отмечены ни званиями, ни орденами. Только в 1965 году Николай Ватутин за умелое руководство войсками в годы войны получил звание Героя Советского Союза.