Владельцы легковых автомобилей в России начали получать штрафы до 600 000 рублей от Ространснадзора за нарушения, фактически совершённые тяжёлыми грузовиками.
Схема мошенничества заключается в том, что дальнобойщики устанавливают на свои фуры номера‑дубликаты, совпадающие с регистрационными знаками легковушек из других регионов, чтобы обмануть автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). После прохождения контроля подложные номера снимаются, а штрафы приходят законным владельцам легковых машин за перевес и превышение габаритов, которые они не совершали.
Один из таких случаев произошёл в Омске: владелец Chevrolet Lacetti получил постановление о штрафе в 600 000 рублей за перевозку крупногабаритного груза шестиосным автопоездом высотой 4,79 метра. К постановлению прилагалась фотография магистрального тягача Kenworth T200. Водителю удалось отменить штраф только через суд.
АПВГК фиксируют номер автомобиля, но не могут распознать подложный номер, который числится за легковушкой, а не за фурой. Система автоматически приписывает нарушение владельцу легкового авто - и штраф приходит тому, чей номер был дублирован. Как объяснил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов, поймать нарушителя «на месте» крайне сложно, поскольку пункты контроля работают автоматически, а Ространснадзор и МВД не контролируют процесс в ручном режиме.
Коммерческий директор транспортной компании «Скиф‑Карго» Михаил Коптев отметил, что экономическая целесообразность - ключевой мотив мошенничества: перевозчики получают доход от перевеса при перевозке сыпучих или строительных грузов, но рискуют крупными штрафами. Установка дублирующих номеров позволяет обойти систему контроля, при этом оставаться в плюсе, подставляя других водителей.
Единственным эффективным способом оспорить неправомерный штраф остаётся обращение в суд с доказательствами: фотографиями, подтверждениями типа транспортного средства и невозможности совершения нарушения данным автомобилем. Судебные инстанции уже отменили по крайней мере одно постановление.
Эксперты и общественные организации призывают усилить контроль на АПВГК: внедрить автоматическое сопоставление типа транспортного средства с его номером, усилить проверки в случае частых нарушений и увеличить присутствие инспекторов на пунктах контроля. Необходима модернизация системы, чтобы исключить возможность подмены и защитить невиновных водителей.
Водителям легковых автомобилей рекомендуется сохранять доказательства своего местонахождения и технических данных машины, а также внимательно следить за постановлениями от Ространснадзора и обращаться за юридической помощью при необходимости.