Депутат Государственной думы России Николай Новичков предложил создать публичный реестр лиц, осуждённых за преступления против детей. В отличие от закрытых баз для правоохранительных органов, эта инициатива предполагает доступ к списку каждому гражданину.
По мнению парламентария, такой подход необходим, поскольку некоторые преступления делают невозможным нормальное возвращение человека в общество. Поэтому, по его словам, за такими лицами должен устанавливаться пожизненный надзор. Новичков сообщил об этой идее изданию «Абзац» и намерен направить официальное обращение в правоохранительные органы.
Инициатива Новичкова не первая подобная в России. Ранее, в апреле 2025 года, депутат Законодательного собрания Свердловской области Александр Вагнер предложил публиковать в интернете личные данные - фамилии, имена, отчества и адреса - лиц, осуждённых за педофилию. Он аргументировал это тем, что большинство таких преступлений совершают близкие к детям люди, и общество «должно знать их поимённо».
Также в декабре 2024 года Совет Федерации одобрил закон, отменяющий врачебную тайну для педофилов, проходящих принудительное лечение: уголовно-исполнительные инспекции получили возможность получать медицинскую информацию без согласия пациента. Минюст и Минздрав должны определить порядок такого контроля.
Идея создания публичного реестра вызывает широкий резонанс. Сторонники считают, что это поможет защитить детей, повысит общественную безопасность и предупредит повторные преступления. Однако критики указывают на риски нарушения прав человека, стигматизацию бывших осуждённых и возможные злоупотребления.
Опыт обсуждений подобных мер показывает, что общество неоднозначно относится к расширению контроля за лицами, совершившими тяжкие преступления. Например, ранее, когда детский омбудсмен Анна Кузнецова предлагала вести реестр педофилов и установить пожизненный административный контроль, это вызвало протесты со стороны родителей и общественных организаций.
В случае реализации инициативы Новичкова потребуется проработка правовых механизмов, гарантирующих баланс между общественной безопасностью и защитой прав личности. Также важным станет вопрос, кто будет контролировать доступ к информации и как предотвратить возможные злоупотребления или дискриминацию.
Инициатива поступила в Госдуму 18 ноября 2025 года. Её дальнейшая судьба зависит от реакции коллег по парламенту, экспертного сообщества и общественности. Возможные шаги включают обсуждение законопроекта, его доработку и оценку юридических последствий.