Автомобильная промышленность России демонстрирует резкое падение производственных показателей по итогам первых десяти месяцев 2025 года - выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов снизился на 22 %, при этом в октябре спад ускорился до 40 %.
Снижение произошло на фоне общего роста промышленного производства на 1 % за тот же период. Доналоговая прибыль автопрома рухнула втрое, составив 48,3 млрд рублей, а рентабельность продаж снизилась до 1,2 %. Эксперты Центра стратегического развития (ЦСР) признают, что это не просто коррекция после всплеска 2022-2023 годов, а начало устойчивого нисходящего тренда, свидетельствующего о структурном истощении отрасли. Автопром признан худшей отраслью промышленности России, его кризисная динамика может служить опережающим индикатором надвигающейся рецессии.
- Производство легковых автомобилей упало на 9,6 % за первые десять месяцев 2025 года, продажи снизились на 17,8 % за 11 месяцев.
- Особенно остро страдает сегмент грузовых автомобилей и спецтехники: выпуск упал на 32 %, а выпуск седельных тягачей - на 66 %.
- Объём автокредитования сократился на 28,5 %, что связано с высоким уровнем ключевой ставки - около 21 %.
Автопром как опережающий индикатор
Автомобили относятся к товарам длительного пользования, покупка которых зависит от уровня процентных ставок, деловой активности и ожиданий по доходам граждан. В крупнейших экономиках мира - США, Европе, Китае - падение автопрома традиционно предвещало рецессию. ЦСР считает, что аналогичная динамика в России указывает на системные проблемы, а не на временную циклическую корректировку.
Регулятор сохраняет оптимизм
Директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган заявил, что регулятор не видит рисков рецессии и оценивает темпы роста экономики как хорошие. Однако ЦСР предупреждает, что без смягчения монетарной политики и целевых мер поддержки автопром может надолго застрять в структурном спаде. Роль отрасли в экономике может сократиться до уровня технологически отсталой и импортозависимой сборки, потеряв способность давать сигнал о циклах роста и спада.
Социальные и региональные последствия
ЦСР отмечает высокие риски для занятости в городах, ориентированных на автопром: Тольятти, Набережные Челны, Нижний Новгород. Сокращения в автопроме могут повлечь за собой кризис смежных предприятий и усилить нагрузку на бюджеты всех уровней.
Протекционистские меры, такие как требования к локализации автомобилей такси, по мнению экспертов, не решают проблему. Закон, вступающий в силу с марта 2026 года, может привести к сокращению числа игроков на рынке такси, росту издержек и тарифов для пассажиров. При этом спрос, вероятно, переключится на китайские автомобили, которые при сопоставимой цене предлагают более высокий уровень оснащения.
Без значительных инвестиций в технологии и снижение процентной ставки автопром рискует остаться в ловушке низкой конкурентоспособности. Синхронное смягчение условий кредитования и продуманный пакет господдержки необходимы для выхода отрасли из кризиса.
Автомобильная промышленность России, переживающая не циклическую, а структурную стагнацию, подает тревожный сигнал, который может стать предвестником рецессии в национальной экономике.