В последнее время современное общество все чаще обращается к старинным технологиям. Одна из них - создание ткани при помощи кубовой набойки. Это старинное традиционное искусство украшения ткани при помощи резных деревянных форм.
Кубовая набойка белыми орнаментами на синем фоне традиционно украшала рубахи, сарафаны, скатерти в народном быту. Расцвет этого ремесла в России приходится на XVI - XIX века.
В Тюмени живет Вероника Чикишева, которая является одним из четырех мастеров кубовой набойки на ткани в России. Она руководитель ремесленной мастерской «Пространство традиций «Среда».
«В начале 20 века эта технология она была утрачена, заменена фабричным производством. Восстановили эту традицию в России только в 2000 году во Владимире. Сейчас у нас в стране всего четыре мастера, которые занимаются этим ремеслом. Я 15 лет занимаюсь изучением крестьянского традиционного костюма Тобольской губернии. В 19 веке у нас была очень популярна кубовая набойка. Когда нужно было воссоздать костюм той эпохи, появилась и необходимость воссоздания такой ткани. Купить ее невозможно, поэтому пришлось искать технологию, искать мастеров, которые владеют этой технологией», - рассказала «Нашей Газете» Вероника Чикишева.
Кубовая набойка - способ декорирования и окрашивания натуральной ткани с помощью ручной набойки узора деревянными штампами на ткани и окрашиванием ее натуральным красителем индиго. В результате чего, получается синяя ткань с белым рисунком. Причем этот рисунок не наносится сверху, а является одним целым с тканью, открывается или проступает на ней.
Мастер специальным резервирующим составом (вапа) наносит рисунок на специально подготовленную ткань с помощью деревянной «манеры» - доски с вырезанным вручную узором, затем ткань сушится, после просушки окрашивается в «кубе» - специальном растворе натурального красителя индиго, получаемого из растения indigofera tinctoria.
«Окрашивание холодное, мы ничего не нагреваем, не закрепляем эту краску, она очень стойкая, не выцветает и не линяет», - уточнила мастер.
С момента первых экспериментов прошло пять лет. Саму льняную ткань мастер покупает в Белоруссии. Ткань нужна только натуральная, синтетика в индиго не красится. Сейчас в тюменской мастерской стали экспериментировать еще и с шелком и хлопком.
«С шерстью не работаю, потому что она очень плохо красится. Краситель индиго мы покупаем в Индии. Мы производим в первую очередь то, что пользуется спросом. Ткань в производстве дорогая – 2-3 тысячи рублей за метр. В основном это платки, палантины, сарафаны. Они востребованы у людей, которые занимаются традиционной культурой, для фольклорных ансамблей. Заказчик сам может выбрать рисунок или мы сами можем разработать принт. Вырезать штампы, напечатать», - пояснила Вероника.
В основном заказы делают женщины и люди, которые понимают толк в этом деле. Чаще заказы приходят из центральной России – Московская область, Санкт-Петербург.
Сарафан будет стоить примерно 12-15 тысяч рублей. В мастерской шьют не только женскую одежду, но и мужскую – порты, рубахи и так далее. Также это могут быть предметы интерьера – подушки, шторы, скатерти, обивка для мебели.
«Мы делаем все, где только применяется текстиль и ничем не ограничены»,- пояснила Вероника.
Мастерская активно участвует в разных конкурсах, выставках, фестивалях. Буквально 10 июня будет выставка в Доме-музее Машарова традиционного костюма.
«Я полностью одеваю тюменский фольклорный коллектив «Славица», ансамбль «Ярец». Заказы есть и от разных людей, в том числе, известных. Пока губернатор до меня еще не дошел, но я не оставляю надежд», - говорит мастер.