За всю пандемию коронавируса в 197 странах зафиксировано 264 млн заболевших. Смертельный вирус свирепствует на планете уже второй год. Вопросы профилактики и лечения этой болезни обсудили эксперты за «круглым столом» в пресс-центре «АиФ».
«Современные тенденции профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19» - так была сформулирована тема обсуждения. Мероприятие прошло под лозунгом «
Советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова поделилась данными социологических исследований. По её словам, всем понятно, что болезнь опасна, и страхи у людей, не разбирающихся во врачебных назначениях и медицинской терминологии, нарастают.
«Согласно данным на 31 октября, - сказала Елена Михайлова, - у нас чётко определились группы антиваксеров, среди которых вакциноскептики, не доверяющие вакцине и считающие, что в ней нет необходимости, вакцинокритики и вакцинодиссиденты. Эти люди чётко понимают свои причины отказа от вакцинации, и нам тоже их важно понять».
По мнению представителя ВЦИОМ, подобные «барьеры» к вакцинации могут переноситься и на существующие методы лечения.
Елена Михайлова также обратила внимание на достоверность информации, которую предоставляют эксперты, транслирующие данные о различных подходах и методах лечения коронавируса. К сожалению, не всегда их информация в отношении особенностей течения пандемии, вакцинопрофилактики и лечения бывает корректной.
На вопрос, почему вся мировая наука никак не справится с COVID-19, в ходе круглого стола отвечал директор Института биомедицинских исследований и терапии, заведующий кафедрой клинической иммунологии и аллергологии Института клинической медицины им. Склифосовского Первого Московского государственного медуниверситета им. Сеченова, академик РАН Александр Караулов.
По словам учёного, мир столкнулся с таким заболеванием впервые. Этот вирус в силу разных причин имеет способности уклоняться от иммунной системы, на фоне чего возникает гипервоспаление и гиперкоагуляция.
«Сегодня мировая наука значительно продвинулась, - сказал Александр Караулов. – По крайней мере, мы чётко знаем иммунопатогенез как тяжёлого течения болезни, так и лёгкого. Врачебное сообщество работает согласно рекомендациям Минздрава России, которые транслируются пациентам и требуют обязательного исполнения».
В ходе «круглого стола» специалисты не раз подчеркнули необходимость ранней этиотропной терапии COVID-19, называя её залогом успеха.
При этом, по словам заведующей кафедрой иммунологии, микробиологии и вирусологии Медицинского института Мордовского госуниверситета им. Огарёва Ольги Радаевой, есть этиотропные препараты, которые действуют непосредственно на вирус, а есть те, что влияют опосредованно, через иммунную систему.
«Лекарства от COVID-19 сегодня, - продолжила эксперт, - создаются таким образом, чтобы действовать на РНК-зависимую полимеразу – фермент, позволяющий вирусу проникать в клетки и провоцировать развитие заболевания».
О том, что внесённые в рекомендации Минздрава этиотропные препараты имеют доказательную базу, основанную на клинических исследованиях, говорил профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. Евдокимова, главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава России по ЦФО Андрей Малявин.
По словам учёного, исследования этиотропных препаратов проводились не только в нашей стране, но и за рубежом (согласно Clinical Trials). «Однако только в России, - сказал А. Малявин, - на данный момент наряду с таблетками разработана и зарегистрирована инъекционная форма противовирусного препарата, которая имеет более высокую биодоступность, даёт максимально быстрый терапевтический эффект и имеет благоприятный профиль безопасности».
Общий принцип назначения этиотропных препаратов, по словам Александра Малявина, — раннее начало приёма. Профессор также добавил, что в настоящее время речь идёт о том, что применение прямых противовирусных лекарственных средств логично и при длительном выживании вируса в организме. «Но это требует дальнейшего изучения», - добавил он.
Главный уролог Минздрава России, академик РАН Дмитрий Пушкарь отметил, что 90% пациентов начинают лечиться поздно, и проблема коморбидности не позволяет быстро достичь ожидаемых терапевтических результатов.
«Доказано, что в амбулаторных условиях при рано начатом лечении смертность уменьшается в разы», - сказал он.
Академик также обратил внимание на проблему помощи онкобольным. Ни один из регионов не может задержать им оперативную помощь, однако в стационарах в связи с близостью «красных зон», у таких пациентов велик риск заразиться COVID-19 и потерять шанс быть прооперированным.
«И потому мы применили протокол профилактики коронавирусной инфекции у наших пациентов, – рассказал Дмитрий Пушкарь. – Назначали этиотропный препарат в течение 5-10 дней в зависимости от пребывания больного в стационаре и в дальнейшем в течение месяца. Из 200 пациентов с COVID-19 заразился только один, которого мы перевели в другую клинику. И задача всех нас – довести мысль о необходимости такой профилактики или превентивного лечения до врачей общей практики».
Заведующая кафедрой вирусологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава России Елена Малинникова сообщила, что постковидный синдром наблюдается примерно у 80% переболевших.
По словам эксперта, вирус может долго находиться в разных клетках и при этом не давать сигнала при ПЦР-тестировании. Важно учитывать это и понимать, что раннее назначение этиотропной терапии нужно поставить во главу угла.