Алексей Носов, Председатель Общественного совета Минтранс НСО. Председатель Авто-Мото Ассоциации. |
Владимир Кириллов, Координатор Авто-Мото Ассоциации; Президент Федерации Экстремальных и Технических видов спорта. |
– Мы из Новосибирска. Наша организация существует уже с 2006 года. Непосредственно проверками топлива занимаемся шесть лет, в мае семь будет. В этом году взяли с собой «мерник», чтобы определить недолив на заправках. Но везде бензин наливают как надо, и пока нигде не обнаружили недолив, – рассказывает Владимир Кириллов.
– И не только на малых, – рассказывает Алексей Носов. – Есть еще предприниматели, которые работают под эгидой какой-нибудь крупной франшизы, и там тоже иногда «бадяжат». Положительные результаты в нашей статистике только благодаря вертикально интегрированным холдингам: «Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть» и так далее. За семь лет нам ни разу не удалось уловить фальсификат на заправках «Газпромнефть». Но что-то мне подсказывает, что когда-нибудь попадутся и они. Поехали к ним.
– А вы предупреждаете, что приедете?
– Нет, конечно! – отвечает Владимир Кириллов. – Зачем давать им время на подготовку?
– Здравствуйте, меня зовут Алексей Носов, я председатель общественного совета при Министерстве Транспорта, – с такими словами общественный деятель переступил порог АЗС на удивление менеджеров и управляющих. – Если не возражаете, я бы хотел у вас провести проверку топлива.
– Если отказываются, значит есть, что скрывать. У таких мы набираем и дизельное топливо, и бензин, а еще и на недолив посмотрим, – рассказывает журналисту Ng72.ru Владимир Кириллов.
– Мерник у нас с пломбой, акредитован и прошел все необходимые поверки. Моя обувь маслобензостойкая, куртка антистатическая. Пробы мы возьмем в трех экземплярах (на ваше усмотрение). Одна для нас, одна для вас и одна арбитражная (на случай суда), – улыбаясь говорит Алексей Носов. – Но это по желанию.
– Я не буду называть город, но на одной заправке фирмы «Лукойл» мы сняли сюжет, что продают они фальсифицированную ерунду. Теперь там заправляется меньше людей, и каждый клиент требует мерник. В итоге измеряющий аппарат увезли. Теперь, если хочешь замерить там количество топлива, нужно ждать 4 часа, чтобы приехало начальство с устройством. – рассказывает Владимир Кириллов.
– Это идеальные параметры. Плюс-минус 50 миллилитров допустимы по ГОСТу. А тут «плюсит» на 15 миллилитров. Это хорошо для нас – потребителей, – объясняет Алексей Носов.
– По бензину мы уже достаточно проверок провели, поэтому в этом году проверяем больше дизельное топливо, – рассказывает Владимир Кириллов.
– А когда теперь будут результаты?
– Когда мы закончим рейд и отдадим пробники в лабораторию. Думаю, через полторы недели.
– А где самые плохие/хорошие показатели?
– Хорошо можно отозваться о топливе Татарстана. Там люди вложили силы и деньги для улучшения качества, – отвечает на вопрос Владимир Кириллов. – Хуже всего ситуация с фальсификатом в районах Бурятии.
– В целом, по стране, статистика, плюс-минус, одинаковая, плохая ситуация с фальшивым топливом на Северном Кавказе, – рассказывает Алексей.
– А как родилась идея запустить такую программу?
– 10 лет назад наши чиновники решили повысить транспортный налог. Мы стали разбираться, из чего формируются дорожные фонды и обложения автомобилистов. Так вот, акциз, который составляет 20% каждого литра ГСМ, собирается с нас. 4/5 всего дорожного фонда – это акциз. Заправился на 1000 рублей – 200 ушло в дорожный фонд, тебя не спросят хочешь ты этого или нет. Что сделали мы? Зарубили повышение транспортного налога, так как ввели дифференциацию ставок в зависимости от возраста машины. Такая схема работает в двух регионах, Новосибирск и Приморский край. Вопрос-то в чем? Они пытаются поднять транспортный налог, а половина страны торгует паленым топливом, с которого не уплачивается акциз, – рассказывает Владимир Кириллов. – Там суммы на миллиарды рублей. Так почему государству должны платить мы? Вы соберите эти деньги с жуликов – со всех этих АЗС и ООО, которые, объединившись, торгуют фальсифицированным топливом. Наши машины дольше проживут, а вам не придется увеличивать налог, ведь появятся новые деньги.
– И вот мы проводим проверки, в ходе которых показываем, как многие АЗС страны обманывают государство, – объясняет Алексей Носов. – Мне не хочется заливать в бензобак автомобиля разбавленный непонятно чем бензин.
– Покажите ваши документы? Что значит только паспорт? Вы, как клиенты, покупайте бензин, который будете проверять. Должно быть основание для техпролива – у меня его нет.
– Мне даже обидно. Зачем мерник купили? Везде норма, – разочарованно говорит после посещения этой заправки Владимир Кириллов.
– А разве нет контроля за качеством со стороны государства?
– Нет! Кроме девочек из Ростехрегулирования, которые могут проверить АЗС-ки, предупредив их за три дня. Вы же понимаете, как это работает, не так ли?
– Нам лаборатории дают бесплатно, поэтому мы этим и занимаемся, – рассказывает Владимир. – Кстати, самые культурные сотрудники АЗС оказались в городе Омске. Мы приезжаем, а у нас спрашивают: «Кофе будете»? Мелочь, а приятно. Обычно прямо перед нашим носом табличку «учет» вешают или охрану выставляют. В Тюмени, кстати, тоже вежливые люди.
– А что делать, если на АЗС не доверяют вашему оборудованию?
– Мы предлагаем провести проверки с оборудованием АЗС, вот и все.
– В Тюмени недоливов тоже нет. Что насчет качества?
– Экспертиза покажет. Поехали на малоизвестную заправку.
– На стекле АЗС висят сертификаты ЗАО «Никифор». Впервые слышу. Что ж, ознакомимся с продукцией этого производителя поближе, – улыбаясь, говорит Алексей Носов.
- В ходе автопробега отобраны пробы топлива на заправках Новосибирска, Омска, Тюмени и Екатеринбурга. Народные ревизоры едут в Челябинск и Курган. После будет проведена лабораторная экспертиза соответствия требованиям Техрегламента. Сайт NG72.ru обязательно опубликует результаты проверки топлива.