«Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам января 2024 года. Согласно результатам исследования, в начале года россияне потратили на покупку новых машин 261,5 млрд рублей.
Это в 2,3 раза больше, чем в январе 2023 (111,6 млрд рублей). При этом чуть более 30% всех денег ушло на автомобили премиум-сегмента, куда, помимо традиционных брендов, входит и целый ряд китайских.
Доля премиум-сегмента выросла за счет «китайцев»
Трансформация российского авторынка затронула и премиальный сегмент. На фоне прекращения официальных поставок автомобилей японских, корейских, европейских и американских марок на российском рынке случился серьезный перекос в сторону продукции китайского автопрома. Аналогичная тенденция произошла и в премиальном сегменте, когда модели ушедших брендов стали доступны только по параллельному импорту. При этом в качестве их альтернативы россияне все чаще рассматривают автомобили китайских марок, которые тоже активно шагнули в премиум-класс.
Так, в первый месяц года было продано 9,8 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента (с учетом люксовых марок), что в 3 раза больше, чем в январе 2023-го. Потрачено на них было 79,2 млрд рублей – в 3,2 раза больше, чем год назад. Таким образом, доля премиальных машин в структуре затрат за год увеличилась с 21,9% до 30,3%. Соответственно, доля автомобилей массового сегмента снизилась – с 78,1% до 69,7%. Объем их реализации в январе составил 70,4 тыс. единиц (+68% к январю 2023), а затраты – 182,2 млрд рублей (рост в 2,1 раза).
Затраты на покупку «китайцев» выросли в 3,5 раза
Порядка 70% всех денег потрачено на автомобили из КНР. По итогам января в нашей стране было продано 48,3 тыс. новых легковых машин китайских марок. В общей сложности на них ушло 176 млрд рублей, что составляет 67,3% от всей финансовой емкости рынка. При этом год назад, в январе 2023, на «китайцев» было потрачено 50,9 млрд рублей, т.е. в 3,5 раза меньше.
По объему затраченных средств другие бренды отстают от китайских многократно. Так, на долю отечественных марок в январе пришлось 12,2% (31,8 млрд руб.), европейских – 9,2% (24 млрд руб.), японских – 6,2% (16,1 млрд руб.), корейских – 3,4% (8,9 млрд руб.), американских – 1,3% (3,4 млрд руб.). Все они демонстрируют прирост к уровню годичной давности (от 22% до 87%), кроме «корейцев» (-26%).
В количественном выражении «китайцы» тоже лидируют с заметным отрывом. Напомним, что в январе они разошлись тиражом в 48,3 тыс. единиц. Почти вдвое меньше было реализовано автомобилей российских марок (24,6 тыс. шт.). А продажи европейских, японских, корейских и американских машин по отдельности не дотянули даже до 3 тыс. штук.
Почти 80% финансовой емкости рынка занял сегмент **SUV
Кроссоверы и внедорожники также нарастили свою долю на российском рынке. В январе было продано 56,6 тыс. новых автомобилей сегмента **SUV, а потрачено на них – 208,8 млрд рублей. Таким образом, на долю кроссоверов и внедорожников пришлось 70,6% в штуках и 79,9% в деньгах.
Второе место на нашем рынке по-прежнему занимают автомобили В-класса. По итогам первого месяца 2024 года реализовано 16,3 тыс. новых таких машин на сумму 20,3 млрд рублей. Их доля составила 20,3% в объеме продаж и 7,8% – в финансовой емкости.
В общей сложности на долю этих двух сегментов **(SUV и B) пришлось 90,9% всех реализованных машин и 87,7% затраченных средств. Суммарные показатели остальных сегментов рынка составили 9,1% и 12,3% соответственно. Также стоит отметить, что, несмотря на общее увеличение финансовой емкости, ее падение зафиксировано в А-классе: затраты россиян на покупку таких машин в январе упали на 51%. А вот сильнее других выросли они у минивэнов (в 6,4 раза).
«Китайские автопроизводители продолжают свою экспансию на российский рынок. Помимо традиционного для них массового сегмента, они активно осваивают и премиальный. В условиях, когда привычные нам автомобили премиум-марок, прежде всего европейских и японских, стали доступны только по параллельному импорту, свои премиальные модели стали предлагать «китайцы». Многие, как, к примеру, **EXEED, TANK, Voyah, Hongqi, поставляются в Россию официально. Наряду с ними есть еще такие, как **Lixiang и Zeekr, продукция которых поступает к нам альтернативным путем. Впрочем, учитывая условия, в которых сегодня развивается российский рынок, перечисленные марки можно считать полноправными участниками премиум-сегмента», – объясняет исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
«Китайские автопроизводители продолжают извлекать максимальную выгоду из сложившейся ситуации на российском рынке, который претерпел серьезную трансформацию. Это отчетливо видно на примере показателей «китайцев» по итогам января 2024 года. Так, объем их реализации вырос примерно втрое (по отношению к январю прошлого года), а затраты на покупку – в 3,5 раза», – отмечает руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.
**СУВ, Б, Иксид, Танк, Войах, Хонгки, Ликсианг и Зикр