Для того, чтобы испытать бытность послушницы на своей шкуре, я собрала сумку, села на электричку и уехала в Тобольск. А оттуда — прямиком в Иоанно-Введенский женский монастырь.
Здесь для слабых места нет
Логично было бы предупредить о своем появлении заранее — именно так и поступают послушницы. Я же, сойдя с поезда около 22.00, у ворот монастыря оказываюсь еще через час. Таксист уезжает, а я стучусь — сначала тихо, потом громче, еще... Сторож была не слишком приветлива, но, вздохнув, впустила меня.
Матушка-настоятельница еще не спала. Шепотом спросила, как меня зовут и откуда я, взяла паспорт в залог и тихо приоткрыла дверь спальни, где на двухъярусных кроватях давно уже спали послушницы. Одно из мест заняла и я.
Утро началось рано: меня разбудила соседка по комнате, пожурив, что слишком много сплю. Оказалось, уже 6 часов. Утренняя молитва в храме длится 2-2,5 часа, вечерняя служба примерно столько же — и так каждый день.
Корпус, где жила наш корреспондент.
После завтрака меня, как новоприбывшую, знакомят с монастырем, рассказывают о правилах поведения и расспрашивают, зачем я приехала и была ли раньше послушницей. А еще выдают одежду — я запаслась всего одной юбкой необходимой (до пят) длины, но она оказалась слишком нарядной.
А после завтрака начинаются послушания — задания, которые дает настоятельница. В первый день я остаюсь в столовой. Узнаю, что собранная с тарелок еда раздается по второму кругу на обед — этого хватило, чтобы оставшиеся дни я питалась только нарезанными овощами из общей тарелки. После чищу картошку, которой должно хватить всем обитателям монастыря на ужин. Тут же получаю нарекание от монахини, орудующей на кухне: червивая картошка не обрезается, с нее, как и с хорошей, нужно просто убрать кожуру.
Послушания с каждым днем становились все сложнее (например, в одиночку перетаскать воду из одного конца монастыря в другой для поливки растений, на что ушло 5 часов). Зачастую послушания проходят под нравоучения. Монахиням не нравится мой внешний вид (пирсинг в брови), а узнав, что я слушаю рок, мне читают долгую лекцию о том, что это музыка Сатаны.
Вечерами в комнате и иногда в свободную минуту днем послушницы ведут разговоры. Одни спорят друг с другом, трактуя тексты Священного Писания, другие ведут какие-то записи в блокноты. Я тоже веду дневник, в котором пишу о происходящем вокруг и о том, как тянет домой. Порой даже захожу в интернет пообщаться с друзьями и узнать последние новости.
Выдержала я всего 6 дней. Близкие были очень рады, узнав, что я не собираюсь становиться настоящей монахиней.
Распорядок дня послушниц
5.00 — подъем, приведение кровати и себя в порядок.
5.30-8.30 — утренняя молитва в храме.
9.00 — завтрак (никто не садится есть, пока не прочитают общую молитву)
10.00-14.00 — послушания.
14.00 — обед.
14.30-17.30 — что-то вроде свободного времени. Послушницы читают жития святых, наводят порядок в комнатах, стирают, ведут какие-то записи.
18.00 — ужин.
18.30-21.30 — вечернее богослужение в храме.
22.30 — отбой.
Истории моих соседок-паломниц
35-летняя школьная учительница А. не в новинку быть паломницей. После развода с мужем она часто посещает святые места, ездит по монастырям... Так проводит каждое лето, выбирая свое будущее место жительства.
- Выпущу свой 11 класс и останусь в одном из монастырей.
А. говорит, что все, что она могла взять из мирской жизни, она уже взяла, а впереди — время замаливать грехи и встречи с Богом.
Пенсионерка З.И. оставаться навсегда не планирует.
- Вдруг еще что наладится? Я после развода детей поднимала, а сейчас они разъехались, почти не общаемся. Но в жизни как: сегодня ты на седле, завтра под ним. Я бы не хотела стать монашкой, но здесь мысли в порядок приходят.
НАШИ факты
Распространено мнение, что монашкой может стать каждая. Это не так. Замужняя, а также имеющая несовершеннолетних детей женщина не имеет права принять постриг. Опять же, не факт, что дети от 18 и старше уже самостоятельно себя обеспечивают. Стать монахиней можно спустя годы жизни в монастыре, когда путем смирения, молитв и постоянного труда достигается духовный рост.