В Тюмени прошел «Нефорум Блогеров», на который приехали более 1000 блогеров из 54 городов России. Корреспондент НАШей побывал на мероприятии и поговорил с медиадиректором платформы «Яндекс.Дзен» Даниилом Трабуном о роли современного блогера и новых инструментах.
- Какую функцию, по-твоему, сегодня выполняют блогеры? Еще несколько лет назад, когда был популярен ЖЖ и другие площадки, роль блогеров в обществе была совершенно другой – можешь объяснить, что изменилось?
- Сегодня очень много разных блогеров – и интереснее всего говорить о таких «микроселебрити», которые превращают свою жизнь в нарратив и сторителлинг – это явление меня интересует больше всего. Есть такие блогеры, которые выступают как гражданские журналисты. Но вообще, блогер – это не какая-то профессия или род занятий, просто так сейчас называют людей, которые коммуницируют в интернете с большой аудиторией. Есть ребята, которые делают «вайны», есть ребята, которые, по сути, делают документальные фильмы – как например, Женя Баженов, BadComedian. Можно назвать его блогером, критиком – да как угодно.
- То есть, сегодня, если ты занимаешься тем, что тебе нравится – будь то музыка, журналистика или что-то еще – тебе будет сложно добиться успеха, не превращая свое дело еще и в историю для твоих подписчиков?
- Думаю, да – если посмотреть на американскую культуру, которая в фарватере этих изменений, то мы увидим, что для того, чтобы быть президентом – ты должен быть блогером; чтобы быть музыкантом, нужно уметь поднимать бучу, заставлять всех бурлить, репостить, ретвитить и т.д. Конечно, ты можешь просто быть профессионалом и не быть блогером. Но ты будешь эффективнее, если умеешь собрать коммуникацию и извлечь из нее какую-то энергию – заставить всех возмущаться, обсуждать. Но это и рискованнее.
- А вот как это меняется в пост-цифровую эпоху, когда те, кто вначале были чисто сетевыми героями, стали заниматься еще и публичной деятельностью в офлайне?
- Сейчас офлайн и онлайн слились: ты больше не можешь быть просто онлайн-селебрити – в любом случае нужно что-то делать в офлайне. Мне очень интересно, как сегодня изменились коммуникации и почему сегодня людям нравится не серьезная аналитика, а развлечения и лайфстайл. Почему сегодня художники, такие как ШайаЛаБаф, добиваются куда больших успехов в коммуникации, чем журналисты – это очень интересно, потому что мир очень сильно изменился. Недавно была эпоха постмодерна, иронии и усложнения, в которой господствовал подход «Я журналист, я знаю, сейчас я вам все расскажу, но при этом я сам понимаю, что это слишком сложно и нужно учитывать разные мнения» - и сейчас это всем надоело, потому что это неправда, нечестно и не вызывает никаких эмоций. Сейчас наступила эпоха пост-иронии, когда можно просто выплескивать свои чувства в сториз – пусть это может выглядеть глупо, но это правда. И термин «пост-правда» - это как раз об этом ощущении, и ты, как серьезный журналист, тоже должен использовать такие механизмы распространения и развивать свой эмоциональный интеллект. Это супер-интересно!
- Да, но вот людям, которые, к примеру, выросли в 90-е или раньше, въезжать в это уже сложно. Нынешние дети пользуются, скажем,сториз в инстаграме – и это для них как каши с утра поесть. Как, по-твоему, это влияет на их развитие и навыки взаимодействия с реальностью?
- Мы родились еще в текстоцентричном обществе: для того, чтобы выразить свои чувства, надо было писать текст. Когда появился YouTube, стало сложно – нужно было учиться снимать и все такое. Ребята, которые родились, когда все стало мультимедийным, вообще не видят разницы. Для нас, поколения 90-х, видео и текст – это что-то отдельное. Для нынешних детей это все слилось, и они, к примеру, могут очень быстро делать те же сториз с интерактивными элементами. Поэтому они круче, задействуют куда больше отделов мозга и вообще имеют более трехмерное представление о жизни. Да и вообще каждое следующее поколение круче предыдущего, тут ничего не поделать. Надо идти за ними – я вот монопод купил!
- А что дает Яндекс.Дзен? Какая там аудитория?
- У Яндекс.Дзена довольно бурное развитие – ему всего полтора года, но мы уже столкнулись с кучей интересных вещей, совершенно уникальных. Мы сделали упор на алгоритмы и сказали, что главный фид и главная лента – это не что-то, зависящее от подписок или твоих усилий, как ВК или Facebook, в которых ты подписываешься на своих коллег или одноклассников. Алгоритм сам понимает, что тебе подойдет, и в этом смысле многие сети сегодня работают именно так: открывая ленту, ты сразу попадаешь в поток контента.
Что касается аудитории, то я бы хотел, чтобы мы стали такой платформой, которая смогла бы разными частями собрать разные категории пользователей. Недавно у нас был перевес в более зрелую часть аудитории, потому что основным источником был Яндекс.Браузер и главная страница Яндекса. Сейчас появилось мобильное приложение, и мы видим, что там совершенно другие люди, причем на Андроиде – это одни, а на iOS– совсем другие. И каждой категории пользователей нужны разные вещи, разные форматы, они по-разному создают контент. Не хочется отвечать, как обычно отвечают чиновники, но пока все в процессе – но у Яндекса есть вся аудитория России, с которой можно работать, и это круто.
- Скажем, у меня есть ряд проектов, для которых я ищу подходящую платформу, потому что одновременно вести кучу пабликовВконтакте и аккаунтов Instagram жутко неудобно. И нужно что-то такое, что сочетало бы в себе все полезные инструменты. Это вообще реально?
- Думаю, это утопия – в любом случае нужно использовать три-четыре платформы. Мы в Дзене предлагаем новым авторам вместе придумать, как пользоваться нашей платформой, чтобы привлечь новую аудиторию, потому что, как правило, если пользователь подписывается на любимого блогера в одной платформе, то он скорее всего зафолловит его и в другой. Платформы бьются за контент: они научились его дистрибуцировать, научились платить и спонсировать – в контент вкладываются миллионы долларов.
- Но ведь контент бывает совсем разный, не все подходит для всего. Когда вы с Максимом Чуминым работали над проектом
- Если честно, я думаю, что
- А в Яндекс.Дзене уже есть какие-то интересные проекты?
- Мы постоянно мониторим, и сейчас блогеры стали присматриваться – появились традиционные видеоблоги, про путешествия и тому подобное. Эксперименты начинаются, когда платформа устоялась и появляются люди, которые думают «ага, как бы это все сломать?» - в инстаграме не сразу научились превращать первые девять картинок в одну – сначали снимали просто классику, а потом кто-то понял, что так люди будут заходить в профиль, чтобы понять, что на картинке. По сути, для кого-то это может открывать бизнес-возможности. В Дзене уже есть подобные художественные эксперименты с нарративами, потому что это новый формат – к примеру, есть пересказы песен в визуальном формате со звуками. Это прикольно. Были эксперименты с интерактивом, когда тебе задают вопрос, и ты должен перелистнуть, чтобы узнать ответ.
- Каким ты видишь дальнейшее развитие проекта и каково это – работать в Дзене?
- О нас узнали только в прошлом году, и могу сказать, что делать соцсеткусейчас – это очень прикольно и странно. Я жду больше интересного контента и жду, что мы будем развивать форматы. Когда я летел из Москвы в Тюмень, я расписывал все, что есть в сториз в инстаграме – и это просто мегакомбайн, мультимедийный полноэкранный формат. По сути, это новый язык, и я хочу, чтобы мы смогли сделать для него мегапростой и мегабогатый формат, чтобы ты мог очень быстро сделать все, что хочешь.