Роскомнадзор сообщил о намерении заблокировать популярную платформу Roblox в России.
В ведомстве подчеркнули, что платформа содержит значительный объём информации, негативно влияющей на духовно‑нравственное развитие несовершеннолетних, а также создаёт условия для противоправных действий. По данным регулятора, неоднократные обращения к разработчикам с требованием удалить запрещённый контент остались без должного реагирования.
Опасения ведомства
- Наличие большого объёма контента, способного негативно воздействовать на моральное состояние детей.
- Создание условий, способствующих совершению противоправных действий.
- Отсутствие адекватной реакции разработчиков на неоднократные запросы о блокировке нежелательного контента.
Повод для вмешательства
- Связь Roblox с трагическим случаем: следствие установило, что 13-летняя школьница заранее спланировала убийство матери в онлайн‑игре.
- Частое использование платформы мошенниками, которые через чат связываются с детьми и обманом выманивают деньги либо личные данные родителей.
Контекст - законодательные инициативы и практика
Ранее эксперты и депутаты указывали на необходимость ужесточения регулирования цифровой среды и видеоигр в частности. По данным «Известий», в 2024 году количество материалов, призывающих к массовым беспорядкам, было заблокировано в 2,2 раза больше, а число случаев вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность выросло почти в 1,5 раза.
В декабре 2024 года Государственная дума начала обсуждение законопроекта, предусматривающего обязательное маркирование видеоигр: возрастные рейтинги и указание на наличие жестокости, насилия, нецензурной лексики, алкоголя, наркотиков и т.п.
Эксперт Андрей Афанасьев отмечал, что современные цифровые платформы, включая видеоигры, фактически превратились в мини‑социальные сети, где пользовательская регистрация зачастую не требует ни электронной почты, ни телефона, как это, по его словам, происходит в Roblox. Он считал, что для зарубежных платформ необходимы отдельные меры принуждения, поскольку рекомендации неэффективны.
Юрист Юлия Езерская из Lemchik, Krupsky & Partners подчеркнула необходимость экспертной оценки видеоигр на предмет запрещённой информации и защиты детей, хотя признала, что это может ограничить творческую свободу.
Игорь Чувствинов, ведущий юрист EBR Law, указал, что законопроект требует доработки. Он отметил, что он не учитывает сложностей взаимодействия пользователей и разработчиков, а также создаёт риски для российских компаний, которым придётся интегрироваться с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), тогда как зарубежные платформы смогут продолжить работу без дополнительных затрат.
Сравнение с международной практикой
Платформа Roblox уже блокировалась или ограничивалась в ряде стран. Например, в Кувейте игра была запрещена с августа по октябрь 2025 года, затем ограничения сняли после выполнения требований по безопасности детей. Турция блокировала Roblox, ссылаясь на опасный контент и возможное содействие детям в азартных или сексуальных действиях. В Катаре также вводились ограничения из‑за опасений по поводу безопасности несовершеннолетних.
Индонезия в августе 2025 года потребовала от Roblox усиления фильтров чата и удаления вредоносного контента под угрозой запрета. Парламент Бахрейна разрабатывал законопроект о запрете платформы в связи с аналогичными опасениями.
Текущая ситуация
На 29 ноября 2025 года Роскомнадзор официально объявил о планах блокировки Roblox. Ожидается, что решение будет реализовано через включение платформы в реестр запрещённых сайтов. Уведомления разработчикам уже направлены, однако реакция последней неизвестна.
Что делать пользователям
- Следить за официальными заявлениями Роскомнадзора и судами, так как блокировка требует соответствующих процедур.
- Обращаться к разработчикам Roblox с публичными запросами о модерации и удалении вредоносного контента.
- Привлекать внимание общественных и правозащитных организаций к возможному ограничению доступа к платформе.
Перспективы
Если Roblox будет заблокирован, это станет продолжением тенденции ограничения иностранных цифровых платформ в России. Обсуждаемые меры по маркировке видеоигр и усилению защиты детей могут затронуть и другие популярные онлайн‑сервисы. Возможны юридические споры и политические дискуссии о границах надзора и цифровых прав. Тем временем родители и образовательные учреждения получат дополнительные стимулы для контроля контента, доступного детям.