Авторская песня широко распространена не только за рубежом, но и в России. Самый известный фестиваль бардов, который проводится у нас в стране – Грушинский. Он проходит с 1968 года ежегодно под Самарой. Бардовская песня популярна уже многие десятилетия, она притягивает к себе все больше новых сторонников и популяризаторов. Не обошла стороной любовь к бардовской песне и нашу большую Тюменскую область. Здесь живет и творит много замечательных людей, настоящих singer-songwriterов, таких как Bill Callahan.
Журналист «Нашей Газеты» встретился с одним из старейших бардов Тюменской области Павлом Радзиевским, который рассказал об алхимии творчества, о том, как рождается песня и зачем она нужна.
Наш собеседник родился в Хабаровском крае в поселке Чегдомын, потом в 1974 году переехал вместе с родителями в Нефтеюганск. После окончания средней школы поступил в Тюменский инженерно-строительный институт на факультет промышленное и гражданское строительство. После его окончания уехал по направлению в Нефтеюганск. Проработал там до 2007 года, а потом переехал в Тюмень, где и прожил десять полноценных лет. Сейчас он снова вернулся на север, но при первой возможности приезжает в город своей студенческой юности. Павел женат, у него двое детей и два внука.
- Ты помнишь, как все начиналось, как ты стал писать песни?
- Первые песни я сочинил в студенческие годы. Мне было двадцать лет, как раз тот возраст, когда все начинают заниматься творчеством. Пожалуй, самая лучшая песня того периода – это «Школьные годы».
- А на гитаре где научился играть?
- Я самоучка, дворовое воспитание. Первый раз взял в руки гитару, когда мы мальчишками собирались во дворе, мне тогда было 16 лет. Первый свой инструмент купил в студенческие годы на стипендию, тогда обычная гитара стоила рублей десять. Музыкальную школу я закончил по классу баян. Я, разумеется, знаю, что такое сольфеджио, нотная грамота. Но на гитаре играть меня никто не учил. Оттачивал свое мастерство дома, во дворе и на бардовских фестивалях. Например, часто бываю на фестивале «Вдали от шума городского». Он проходит недалеко от Сургута под эгидой правительства ХМАО. Туда приезжают разные гости – барды из Самары, Калининграда. Фестивалю уже 32 года, возраст солидный. Как он появился? Все просто, наши местные ребята съездили пару раз на Грушинский фестиваль и решили сделать такой же у себя.
- Записи песен твоей молодости сохранились?
- К сожалению, нет. Ребята записывали на кассету, но потом она потерялась. Современные мои песни есть на видео.
- После студенческих лет, когда ты вступил во взрослую жизнь, как часто тянуло записать новую песню? Был перерыв и изменился ли твой стиль?
- Меня всегда тяготило определенное направление, некие бардовские рамки. Мне нравился рок. В 2016 году я начал писать уже в новом стиле и до сих пор его и придерживаюсь.
- А как рождаются песни? Что сначала, музыка или стихи?
- Сначала текст, поскольку, если играешь в каком-то определенном формате, например блюз или рок-н-ролл, важен размер. Важно выдержать ритм и размер, а дальше мелодия уже просто рождается.
- Музыкальные ориентиры какие?
- Евгений Маргулис, Чиж, Владимир Кузьмин. Это такое блюзовое и немного роковое направление. Все то, на чем я воспитан. У меня есть песня, посвященная Тюмени, она в стиле рок. Расскажу историю ее создания. Я шел на встречу выпускников. Идет снег, я зашел в подземный переход, там кто-то на флейте играет. Прохожу двор, а там дети на качелях. Красота. Идешь по Цветному бульвару, а там герои сказок ледяные. И на душе так хорошо. И песня родилась сходу. Я ее написал буквально в начале февраля: «Зима в Тюмени – это что-то с чем-то. Пусть кто-то скажет грязь, но я не соглашусь. Когда идет снежок, в душе все так волшебно, что если сленг использовать, скажу, что я тащусь».
- Павел, а сколько у тебя всего песен?
- Я даже не считал, несколько десятков точно. У меня к каждому событию – своя песня. Был юбилейный фестиваль «Вдали от шума городского», посвященный его 30-летию. К открытию я написал песню. Там есть такие слова: «Как можно дальше от суеты, нефтеюганской уедешь ты. Туда, где струны вонзают ввысь, осколком эха, где все мы здесь сегодня собрались. С Юганска барды в один момент пошли на смелый эксперимент». На него обычно собирается много людей, в прошлом году фестиваля не было из-за пандемии, а в 2019-м приехали примерно полторы тысячи человек. А недавно я ездил кататься на лыжах в Шерегеш, и написал там песню. Я попал на 16-й всероссийский съезд архитекторов и обещал сочинить песню «Блюз Шерегеша», что и сделал.
- А стихи каких поэтов нравятся?
- Я недавно прочитал стихотворение Дмитрия Нагиева, оно меня очень поразило. Не думал, что у него есть еще и такое серьезное направление в многогранном творчестве. Читаю, все, что попадается под руку, и открываю много для себя нового. Очень люблю Николая Рубцова, Владимира Высоцкого.
- Возвращаясь к музыке. Зарубежные исполнители какие нравятся?
- Pink Floyd, The Beatles, Uriah Heep, Nazareth, Kiss. Весь пласт той музыки, которая называется классик-рок.
- На английском пробовал петь?
- Нет, я язык не знаю, а коверкать слова не хочу. В песню нужно душу вкладывать, а если не понимаешь смысл, то не стоит и браться. По музыкальному стилю, да и по текстам, я ближе к творчеству таких групп, как «Машина времени» и «Воскресенье». Что заставляет меня писать? Просто есть потребность что-то сказать миру своим творчеством. Последняя песня, которую я написал, родилась буквально два дня назад. Я был на горнолыжном курорте в Шерегеше вместе с тюменскими архитекторами. И меня попросили спеть «Блюз Шерегеша»: «Вокруг тебя партнеры, коллеги и друзья. Тут брат не заскучаешь, скучать никак нельзя. Весь цвет архитектуры из разных городов, приятно глазу точно от множества цветов».
- Может быть, пора уже альбом свой записать?
- Может и пора, не знаю. Наверное, да. Сборник текстов песен издавать точно не буду, поскольку в отрыве от музыки они воспринимаются совсем по-другому.
Для справки: Бард - поэт и музыкант в британской и гэльской средневековых культурах. Они выполняли функции, схожие с функциями музыкантов-сказителей других народов, например, скандинавских скальдов, славянских скоморохов, французских трубадуров. В современном языке слово «бард» используется как синоним слову «менестрель» - странствующий музыкант и поэт, создающий эпические поэмы о подвигах и куртуазные придворные стихи.