Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) оценили продажи а/м с пробегом в марте и I квартале 2024 г. Относительно февраля рынок заметно вырос. Его объем оказался примерно на 20% больше регистраций февраля, составив 543,2 тысячи автомобилей. Однако «дотянуться» до марта 2023 года (573 тыс. а/м) не получилось. В целом, в первые три месяца текущего года было реализовано 1,37 миллиона машин, на 5% меньше, чем за тот же период в 2023 году.
При этом в топ-20 брендов впервые вошла марка *Chery, отличившись самой высокой (+37%) динамикой роста среди брендов за месяц. В апреле 2024 года у рынка есть все шансы приблизится к результатам прошлогоднего апреля (564,8 тысячи машин). Этому поспособствует традиционное весеннее оживление авторитейла, рост продаж машин с пробегом через салоны и относительно стабильный курс рубля.
В отличие от рынка новых автомобилей, показавшего в марте текущего года кратный рост объемов, вторичный сегмент продолжал развиваться более равномерно. С учетом большего количества дней в календаре, роста активности дилеров и дистрибьюторов под конец квартала в сделках *trade-in, а также увеличения ввоза свежих машин с пробегом в преддверии 1 апреля, общий рост рынка в марте составил почти 20% (+95 тысяч машин) относительно февраля, то есть увеличился до 543,2 тысячи сделок. При этом все вошедшие в топ-20 бренды опять отличились положительной динамикой. У *Chery и BMW она была заметно выше рынка, у *Lada, Nissan, Chevrolet, Ford и Opel – немного ниже средних значений.
Так или иначе, но в первую десятку самых популярных моделей по-прежнему входят пять машин АвтоВАЗа. Это «семерка» 2107 (12,3 тысячи «штук», +18%), *Granta 2190 (11,6 тысячи, +20%), *Samara 2114 (11 тыс., +14%), *Niva 2121 (9,2 тыс., +17%) и *Priora 2170 (9,1 тыс., +7%). Всего по *Lada было зафиксировано 132,5 тысячи сделок – на 17% больше, чем в феврале. Несмотря на щедрое наполнение салонов новыми машинами из Тольятти, наибольшее количество сделок на вторичном рынке будет, как и прежде, происходить именно с «ладами». Более чем полвека успешного производства привели к тому, что в России зарегистрировано порядка 12,5 миллионов этих автомобилей. Естественно, что немалая часть из них периодически меняет владельцев.
Среди иномарок по объему регистраций (3,8 миллиона «штук») в России продолжает лидировать *Toyota. Ежемесячно именно этот бренд получает наибольшее количество перепродаж в зарубежном сегменте. В марте новыми владельцами *Toyota стали 53,9 тысячи человек, на 21% больше, чем в феврале. Локомотивом продаж продолжает выступать седан *Corolla (8,7 тысячи сделок, +22%). Но не так далека по объемам продаж и *Camry (7,7 тыс., +20%).
Автомобилей марок *Kia (33,4 тысячи в марте, +23%), *Hyundai (27 тысяч, +22%) и *Nissan (25,1 тысячи, +19%) ездит по нашим дорогам в среднем 2-2,5 миллиона «штук» каждой марки. Именно эти «фамилии» продолжают составлять пятерку самых популярных во вторичном сегменте. И едва ли такое положение в рейтинге поменяется на горизонте текущего года. Ближе всего к ним оказался *Volkswagen (24,7 тысячи сделок, +21%).
В топ-10 лучших по количеству перепродаж остаются *BMW, Chevrolet, Ford и Renault. В этой компании самой яркой динамикой роста отличилась в марте баварская марка (17,1 тысячи а/м, +35%). Сказалось желание наших сограждан приобрести максимальное количество дорогих вседорожников *BMW X5 до 1 апреля. В случае покупки этой машины сейчас переплатить уже придется в среднем 1,2-1,5 миллиона рублей. Прочие бренды Европы, Кореи, Японии и России также сохранили в топ-20 свое положение. При этом больше 10 тысяч сделок в марте было у *Honda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Skoda и Mazda. В то же время среди *Daewoo, Opel и «Оки» владельцев поменяли в среднем по 6-9 тысяч а/м.
Всего с российскими автомобилями в марте состоялось 149,8 тысячи сделок (28% от рынка), с японскими – 137,8 тысячи (25%). Машины немецких марок выбирали 76,4 тысячи клиентов (14%), корейских – 72,5 тысячи (13%).
В свою очередь, в китайском сегменте лидером остается *Chery (5,3 тысячи сделок, +37% к февралю). Впервые за всю историю бизнеса в нашей стране в марте эта марка оказалась в рейтинге 20 самых популярных брендов вторичного рынка. Сказался серьезный рост поддержке trade-in бизнеса со стороны дистрибьютора. У автомобилей *Geely сменилось в марте 4,3 тысячи владельцев (+26%). И наконец, всё более заметны на рынке автомобили *Haval, по которым марте состоялось 2,3 тысячи сделок (+42%). В то же время *BYD, Great Wall, Changan, Exeed, Omoda и FAW пока не могут перейти рубеж в тысячу сделок за месяц. В течение марта новых владельцев нашли 18,6 тысячи машин из Поднебесной, что позволили им занять 3,4% от рынка (объем продаж «китайцев» за I квартал составил 43,5 тысячи а/м, 3,2% от рынка).
Всего c января по март было реализовано 1,37 миллиона машин с пробегом, на 5% меньше, чем за тот же период в 2023 году. В апреле еще можно ожидать примерно тех же объемов, что и в первый весенний месяц. Но в перспективе ближайших двух кварталов вторичный рынок покажет не столь позитивную динамику. Скажутся прогнозы по более высокому курсу рубля, росту цен, числа сделок в первичном сегменте и высокая база лета-осени прошлого года.
Топ-20 популярных марок среди а/м с пробегом в марте 2024 года
Топ-10 китайских марок по продажам а/м с пробегом в марте 2024 г.
* Лада Гранта, Самара, Нива, Киа, Хиундаи, Ниссан, Фольксваген, Тойота, Королла, Камри, Рэнолт, Форд, Шавроле, Хонда, Мазда, Опель, Бмв, Бмв Икс 5, Ауди, Хавал, Гили, Чэри, Сеаз, Грейт Вол,Танк, Ниссан, Омода, Чанган, Иксид, Лифан, Фав, Митсубиши, Шкода, Даэву, Сэаз, Бид.