Современное искусство уже давно вышло за пределы стандартов. Артисты, мастера, художники много экспериментируют, придумывают что-то новое, импровизируют и стремятся удивить своего зрителя. Но есть один вид искусства, который с годами в глазах многих остается неизменным — это кукольный театр. НАША встретилась с главным художником Тюменского театра кукол Сергеем Перепелкиным, чтобы узнать, что же все-таки представляет собой современный театр кукол и в чем секрет успеха театра на протяжении многих лет.
Почему на протяжении долгих лет кукольный театр привлекает зрителей?
Театр - это довольно специфический вид искусства, даже телевидению до сих пор не удалось отодвинуть его на второй план. Хотя, когда телевидение появилось, все пророчили, что оно затмит и театр, и кино и живопись...Но посмотрите, все играют на сцене, рисуют, занимаются творчеством.
Театр существует уже долго и будет существовать. А все потому, что человеку всегда было интересно наблюдать за тем, что рождается на его глазах. Это же не тиражируемое искусство, поэтому люди еще долго будут ходить на спектакли. Я пришел в эту профессию в 1991 году, тогда залы были полными, и то же самое происходит и сейчас.
Здесь и детям и взрослым интересно наблюдать за игрой, которая разворачивается на их глазах. Дети могут погрузиться в игру, увлечься ею, наблюдать за героем и переживать вместе с ним. В современных видах искусства, например, в кино чувствуется некий эффект отстранения, тогда как в театре кукол наоборот — проявляется причастность к происходящему.
Вы хотите сказать, что главное в театре - вовлечения в игру. За этим к вам приходит зритель?
Да, на сцене кукольного театра актеры подстраиваются под зрителя. Артистам не запрещается импровизировать, поскольку постановка происходит в реальном времени. Они чувствуют атмосферу, которая царит в зале, и начинают импровизировать: говорят громче или тише, жестикулируют. Тем самым зрители получают незабываемые впечатления. Это сравнимо с походом на концерт живой музыки: можно послушать запись дома, но на концерте ты получишь другие ощущения.
Когда ребенок приходит в обычный театр, он видит игру взрослых людей. Ему нужно какое-то время, чтобы подстроиться и понять, что происходит на сцене. Но и то он поймет не все. В театре кукол актеры общаются с детьми с помощью кукол. Когда ребенок видит куклу, то он понимает, что происходит и увлекается игрой. Поэтому в большинстве случаев считается, что кукольный театр — искусство для детей. Но существует и большое количество спектаклей для взрослых. В 70-ых годах наш театр славился такими спектаклями.
Сейчас в вашем театре есть постановки для взрослых?
Их не так много, но они есть. Сейчас другое время, поэтому мы их редко показываем. Мы ориентируемся в работе больше на те спектакли, которые востребованы.
С какого возраста в кукольный театр ходят дети?
В театре Образцова, например, на который мы во многом ориентируемся, принято пускать детей с четырех лет. Но мы отошли от этого правила. К нам детей приводят уже примерно с двух с половиной. На ребят малой возрастной группы (год, полтора) сложно воздействовать. Иногда они плохо себя ведут, плачут и мешают другим детям.
Сюжет спектаклей регламентируется возрастными рамками?
На билетах в нашем театре написано для какого возраста будет интересен тот или иной спектакль. Чтобы это определить, мы ориентируемся на внутреннее профессиональное чутье. Мы не берем во внимание государственное возрастное ограничение.
В кукольный театр ходят не только дошкольники, но и школьники. Как обратить внимание ученика с гаджетом в руках на постановку?
Мне кажется, что гаджеты и кукольный театр — это очень параллельные вещи. Когда ребенок приходит с телефоном в кукольный театр, то я не вижу в этом конкуренции. Театр настолько специфическая вещь, что она не отнимает ребенка от гаджетов.
Если школьнику интересна постановка, он смотрит, если нет — сидит в телефоне. Нужно понимать, что здесь все индивидуально и зависит лишь о того, нравится ли конкретному ребенку пьеса или нет. Но это прослеживается до определенного возраста. Лет в 13 ребенку уже не интересны куклы, ему интересны истории про любовь, поэтому он перестает ходить в театр. Возвращается лишь тогда, когда сам становится отцом или дедом.
Но, конечно, мы стараемся не обходить стороной современные технологии и используем их в своих спектаклях. Однако, если история рассказана все равно плохо, то технологии не спасут.
Кстати, какие все же современные технологии используются в тюменском театре кукол?
Мы приглашаем видеохудожников, чтобы те делали инсталляции. Используем компьютерную графику, проекцию. Но самыми важными и ценными людьми в кукольном театре являются конструкторы (изготавливают каркас для куклы) и бутафоры (обшивают каркас). Это штучные специалисты. Чтобы работать с куклами, к этому нужно очень долго идти. Необходимо создать "живую" куклу, чтобы она была выразительной, могла двигаться.
Если возвращаться к вопросу о технологиях...Какой процент спектаклей в тюменском театре кукол выходит с использованием современных технологий?
В театре две сцены. На большой почти во всех спектаклях применяются технологии. Но повторюсь, если история рассказана плохо, то современные технические штучки не спасут. Еще Людмила Чурсина (советская и российская актриса театра и кино) говорила, что первые пять минут зрители смотрят на то, какая красота в театре их окружает, 10 минут - на то, как все стильно организовано, а все остальное время - на историю, которую рассказывают актеры.
Вы считаете, что тогда и сейчас главное рассказать историю, а технологии не важны?
Они могут помочь, но не спасут спектакль, если надеяться только на это. Их необходимо использовать в меру. Расскажу для примера одну историю, которая произошла с нашим театром на фестивале в 90-ых годах. Мы приехали с постановкой «Волшебник Изумрудного города». На фестивальной сцене имелось профоборудование для создания динамического света.
Мы решили использовать оборудование в пьесе в тот момент, когда герои впервые приходят в Изумрудный город. Такой ход очень понравился зрителю, дети были в восторге. После нас выступал другой театр, который решил перенять идею с использованием света.
Они включили свет в начале спектакля и не выключали его на протяжении всей пьесы. Детям уже на середине спектакля надоело это, и они покидали зал.
Сколько мастеров в вашем театре трудятся над созданием кукол и как долго длится этот процесс?
Чтобы получить куклу, нужно сначала изготовить каркас. Над этим трудятся два конструктора. Затем пять девочек в нашем театре декорируют каркас, и получается кукла. Процесс создания — это серьезное дело, которое не бывает легким и простым.
Если кукла, например, из папье-маше, то ее создают несколько недель. Сначала нужно вылепить голову, потом отлить ее в гипсе, затем идет сушка, склеивание и так по кругу. В принципе поэтому и спектакли, и кукол стараются сохранить, как можно дольше. Производство куклы — это серьезное дело, к тому же недешевое.
С какими трудностями сталкиваются мастера при изготовлении куклы?
Нужно, чтобы прошло немало времени, прежде чем мастер поймет, как изготовить куклу. Необходимо оживить ее, чтобы она хорошо двигалась, была не тяжелой, выразительной, красивой, чтобы ее было видно со сцены. В этой работе много тонкостей.
С течением времени изменились технологии создания кукол?
Изменились, но не сильно. Театр кукол — очень древнее искусство, но в том виде, каким мы наблюдаем его сейчас, он родился в 20 веке. Люди адаптировали уже существующие древние системы театров, например, марионеточного. С тех времен прошло много времени, что-то прижилось и задержалось, что-то ушло.
Прижились тростевые куклы, которые произошли от индонезийской тростевой ваянги. Раньше кукольников занимал вопрос трости, которую нужно было спрятать за ширму. Сейчас уже никого это не волнует.
На сегодняшний день каркасы для кукол делают не только традиционно деревянными, но используют для этого материалы с нулевым трением — тефлон или поропласт. А вообще театр кукол — достаточно консервативное искусство, которое сложно осовременить.
Сравнивая с 90-ми годами, в современных условиях легче работать над куклами и с куклами?
Сейчас самая сложная проблема заключается в выборе тканей. Тут и сравнивать нечего: заходишь в любой магазин, глаза разбегаются - какой бы материал купить. Современный театр — это немного не то, что было в 90-ых. Но сказать, что сейчас стало интереснее, я не могу. Тогда было интересно и сейчас.
Как создается спектакль? Что рождается раньше - герои или история?
Вот уже много десятилетий в театре все идет по одной схеме: режиссеру приходит идея, он находит необходимый материал, пишет пьесу, затем обсуждает все это с художником. Режиссер должен найти материал, который можно будет воплотить в жизнь. Не все произведения можно сыграть, потому что необходимо ужать время, подстроить все под одно место и прочее. Говоря в двух словах, режиссер сценически адаптирует произведение.
Художник придумывает персонажей и мир, в котором они будут жить (декорации). Ему нужно понять, какую систему куклы использовать в спектакле, а системы бывают нескольких видов.
Есть куклы-марионетки (управляются нитями),
планшетные куклы (управляются открытым способом. Актер стоит на сцене и держит куклу),
кукла на тросте (управляется с помощью трости. Актер находится за ширмой)
и «петрушки» (надеваются на руки).
Когда написана пьеса, придуман мир, созданы куклы и декорации, то начинаются репетиции. Иногда еще для спектаклей приглашенные музыканты пишут музыку.
В зависимости от того, к какой системе принадлежит кукла, различаются ли материалы для изготовления?
Да, но не существенно. Головы, как правило, изготавливаются из папье-маше для планшеток, марионеток и тростевых кукол. Для перчаточных же — из дерева. Естественно, что в перчаточных одна ткань и почти нет тела.
Самая сложная кукла — тростевая. При ее изготовлении используется особая техника. Нужно, чтобы у них открывались глаза, рот и прочее. Марионетки тоже сложные куклы. При ее изготовлении важна балансировка. Самые простые куклы — это планшетки. Но опять же все эти куклы отличаются от тех, к которым мы привыкли с детства.
Все театральные куклы должны быть очень прочными, чтобы прослужить не один год. Кроме того, они очень грубые, у них специфическая выразительная живопись на лице. Чтобы люди из зала увидели куклу, нужно акцентировать внимание на ее лице: нарисовать яркие губы, брови, глаза. Еще одна сложность в том, чтобы сделать куклу очень легкой, чтобы актеру было удобнее с ней работать.
Как понять, какую систему куклы использовать в пьесе?
От выбора системы куклы в спектакле зависит многое. Во-первых, все куклы двигаются по-разному, что тоже необходимо учитывать. Марионетку нужно двигать плавно и медленно, если делать это быстро, то у куклы спутаются нити. «Петрушки» наоборот активны, подвижны. Если режиссеру нужны на сцене актеры, то в спектакле задействованы планшетные куклы. При выборе куклы учитывается видение режиссера и литературный материал.
Режиссер всегда угадывает, какую куклу нужно выбрать?
Конечно, нет. Но, как правило, режиссеры - люди опытные и все-таки знают, что и как делать. Они стараются не делать грубых ошибок. Но люди искусства не саперы и не хирурги - они могут ошибаться.
Что происходит со спектаклями, которые не понравились зрителю?
Если зрители его не приняли, то мы делаем работу над ошибками. Если спектакль хороший, но все равно не нравится зрителям, то мы продаем его материальную часть (кукол, декорации). Однажды мы продали спектакль театру в Мытищах, там спектакль всем понравился и даже получил «Золотую маску» (театральная премия).
Как часто создаются спектакли?
Здесь все индивидуально. В следующем году мы решили создать восемь спектаклей. Хотя для театра кукол это очень много, скорее всего остановимся на семи. Создадим шесть с нуля и один восстановим. К Новому году у нас выйдет спектакль «Приключения Алисы» по мотивам «Тайна третьей планеты».
Около 30 лет подряд у нас шел «Карлик Нос», затем мы перестали его показывать, а сейчас снова начнем. Если спектакль сделать хорошо, то его надолго запомнят, а если плохо, то пройдет определенный цикл и от него придется отказаться.