На Первом канале завершился показ многосерийного сериала «Угрюм-река». В одном из самых масштабных проектов российского кино за последнее время снялся тюменский актер, руководитель театра «Ангажемент» Леонид Окунев. Не успел сериал «Угрюм-река» завершить показ, как Леонид Григорьевич был приглашен в еще один знаменитый проект Первого канала. Корреспондент «Нашей Газеты» встретился с Леонидом Окуевым в перерыве между съемками. В беседе известный актер рассказал о своих впечатлениях от работы в «Угрюм-реке», о новом проекте, об актерских гонорарах и критике в соцсетях.
- Вы только что вернулись из Москвы. Зачем ездили?
- Меня пригласили в новый проект Первого канала – это продолжение известного сериала «Мосгаз». Была одна смена, дальше еще будет.
- Надеемся, играете не убийцу?
- Нет. Но роль сквозная, проходит через несколько серий. В проекте задействованы очень хорошие актеры, очень интересный проект в принципе.
- Вы ведь уже не в первый раз сотрудничаете с Первым каналом?
- Да, не первый. Был и «Золотой теленок», и «Инквизитор», и «Угрюм-река», теперь вот «Мосгаз». Если сценарий интересный и режиссер, я всегда рад таким предложениям.
- Сериал «Угрюм-река» вызвал неоднозначную реакцию после его выхода. Кто-то его ругает, кто-то впервые открыл для себя это произведение. А чем вам запомнилась эта работа?
- Это неоднозначный проект, но, безусловно, очень интересный и серьезный, если взять все вкупе: это и актерский состав, и режиссерская работа, и операторская, и масштабность съемок.
- Много где пришлось снимать сцены?
- Да, съемки натуры были и в Белоруссии, и на Урале, и в Москве, и в Подмосковье. Но дальше Каменск-Уральского экспедиции не было.
- Кто-то считает, что новой «Угрюм-реке» в сравнении с фильмом 1968 года не хватило натурных съемок, что было много компьютерной графики…
- Я не вижу в кадре эту компьютерную графику. Я смотрю и оцениваю больше работу актеров, редко – смотрю себя. Вот пересматривал сцену с Петром Даниловичем в желтом доме, там крупный план мой, смотрю, думаю – «Вроде, ну ничего. Ленька, молодец» (улыбается).
- Такие роли для вас – как орешки?
- Я бы так не сказал. У меня всегда идет сложно. Мне всегда нужно понять роль, персонаж, и главное – просматривать его на перспективу, то есть на протяжении всего процесса полностью все держать в голове. Порой, мы начинает снимать с середины картины или даже ближе к финалу, поэтому все нужно выстраивать с начала до конца и держать в голове. Например, когда монтировали кадры с Петром Даниловичем, посмотрел и увидел маленький ляп. Зритель его не заметил, но я увидел. Думаю - вот сейчас я бы переделал эту сцену. Но кино – это не театр, там можно и мизансцены изменить, и текст поправить, а здесь – кто успел, тот успел. И даже если это ляп не твой, зритель видит тебя, и ему все равно кто ошибся – реквизитор или режиссер, он будет воспринимать это как твой ляп. Поэтому важно всю роль четко держать в голове от начала до конца.
- После выхода ваших картин много откликов? В соцсетях обсуждают, ругают?
- Попробуй-ка меня обругай. Как сейчас говорят, забаню – и все (смеется). Но, если честно, я не читаю особо. Дело уже сделано. А вообще, я всегда принимаю сторону постановочной группы. Так считаю: если ты принял предложение сниматься в проекте, ты же читал сценарий. А если тебе не нравится – ну откажись тогда. Это должен быть наш общий успех. Конечно, всегда найдется тот, кому не нравится, но дело сделано! И сделано большое дело.
- А почему вы не выкладываете фотки в соцсетях?
- А зачем? Я же не Бузова (смеется). Я не говорю, что это плохо, но это не мое. Если продюсер попросит или группа – тогда конечно. На «Мосгаз» вот когда приглашали, позвонили, сказали, что нужно сделать самопробу. Я записался, хотя я был уже утвержден.
- Многие актеры становятся популярными, их приглашают в Москву, ставят на конвейер. Если вам поступит предложение уехать в Москву, вы оставите Тюмень?
- До этого, я думаю, не дойдет. Хотя иногда в эмоциональном порыве, когда бывают здесь сложности, хочется все бросить. Но я всегда нахожу решение, потому что считаю, что где родился - там и сгодился. Раньше в пору театральной юности я мечтал работать в столице, у Анатолия Васильевича Эфроса, хоть кем, хоть декоратором, это же Эфрос! Когда видел его спектакль «Три сестры», думал – вот, вот оно! Но это было другое время. Сейчас, конечно, молодые актеры стремятся в Москву. Там, несомненно, много возможностей, но для меня Москва сейчас - уже не та. У меня было предложение, когда мы снимали «Апостола», на полтора месяца уехать делать спектакль в столицу. Но я тогда сказал, что не смогу так надолго оторваться и отказался. Знаете, старый анекдот про Голливуд, когда российскому актеру предлагают проект на фабрике грез, а он отказывается, потому что у него новогодние елки. Так вот у меня всегда «елки». Я могу оторваться от Тюмени на какой-то проект, но чтобы совсем уехать – нет. Лучше быть первым в Тюмени, чем вторым в Москве.
- А молодые актеры вашего театра пытаются пробиться в столицу, состоят в резерве в каких-нибудь агентствах?
- Раньше на Свердловской киностудии была картотека актеров, и кому-то везло, провинциальный актер мог попасть в крупный федеральный проект. Сейчас, по-моему, такой практики нет. В любом случае я не запрещал и не запрещаю своим ребятам куда-то пробоваться, но всегда говорю, что лучше попадать хотя бы на эпизод.
- В любом случае это опыт, даже в массовке…
- Да, конечно, как правило, это что-то дает. На Мосфильме раньше был и сейчас, наверное, есть специальный режиссер по массовке. Он сразу уже подбирает не просто массу, а уже людей, которые профессионально работают в кадре, они уже знают, что в камеру не нужно смотреть, маникюр убрать и другие такие вот мелочи уже не нужно объяснять.
- Каверзный вопрос про зарплату актеров. О ней не принято сейчас говорить?
- О ней было не принято говорить всегда. Помню, на съемках «Золотого теленка» ко мне подходили люди из массовки и спрашивали – а правда, что Меньшиков получает столько-то долларов? Я говорю: «Ну, подойдите и спросите у него». А вообще, актер может сняться и за 500 рублей и даже бесплатно. Главное - насколько актер видит в этом перспективу и понимает, что это интересный режиссер, интересный проект. Надо понимать, что настоящий актер, куда бы его ни позвали - в проект к Морозу или к провинциальному молодому режиссеру – всегда будет выкладываться по полной и тратить и свое время, и свои силы, и эмоции.