50 оттенков подростковой жестокости. Как понять, что вашего ребёнка "травят" в школе?

Почему дети становятся объектом издевательств в классе? Каким образом понять, что ребёнка в школе "травят"? Как предотвратить этот процесс и выйти из роли «жертвы»? «Наша Газета» вместе с экспертами искала ответы на эти вопросы

Жестокость и подростки - увы, всегда существовали где-то рядом. Чего только стоят свежие заголовки федеральных СМИ: «Школьники окунули головой в унитаз сверстника», «Подростки набросились на сверстника», «Подростки избили одноклассницу и засняли это на видео»... Пожалуй, каждый из нас сможет вспомнить ребёнка, который становился объектом насмешек и в своём классе — полненькая девочка, предпочитающий футболу танцы мальчик, ученик, слишком усердно корпеющий над любимым предметом...

Коварство школьного буллинга заключается в многообразии его форм. Например, эмоциональная травля не так очевидна в сравнении с физическим насилием, однако не менее опасна для неокрепшей психики. Оказавшись под гнётом этого губительного влияния, ребёнок может измениться, замкнуться и впасть в депрессию. Родители при этом часто не могут понять, что происходит.  

По следам свежих инцидентов 

Жестокость в школе — явление, к сожалению, не редкое. То и дело в СМИ появляются шокирующие новости из учебных заведений. В начале этого октября в сети было опубликовано видео, запечатлевшее издевательства школьников над своим сверстником — на записи видно, как несколько парней держат мальчика, а после силой опускают голову в унитаз со словами «Нюхай». Далее мальчик пытается догнать обидчика, держащего камеру, но ему ставят подножку, и он падает. После случившегося директор школы была уволена.

Инцидент в московской школе встревожил умы миллионов россиян, однако и локально — в Тюменской области — факты насилия среди школьников имеют место. Буквально на прошлой неделе в одном из местных интернет-сообществ жительница поселка Боровский рассказала о том, что стала свидетелем драки между школьницами. По словам женщины, одна девочка в ходе разборок пинала по голове другую, которая лежала на поляне и пыталась встать. Ситуацией заинтересовались следователи, позднее в администрации Тюменского района сообщили, что информация об избиении не подтвердилась, однако «ситуация стала поводом для серьезного разговора с подростками и их родителями».

Ранее, весной этого года, нападению со стороны сверстниц подверглась подросток-блогер. Девушка не стала скрывать это и своим многочисленным подписчикам (больше 100 тысяч) рассказала, что после школы семь девушек напали на неё, она попыталась уйти, но в этот момент «почувствовала удары по голове». И это далеко не все примеры очевидного буллинга в школе.

«Лишь треть не чувствовали себя в роли жертвы»

В феврале этого года лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования Высшей школы экономики провела крупное исследование по теме «Агрессия и буллинг в школьной среде», в котором участвовали 6 федеральных округов страны. После опроса 800 учеников старших классов специалисты пришли к выводу, что ни разу не чувствовали себя в роли жертвы за последний месяц в школе только 33% из них. Оставшиеся наблюдали со стороны, либо сами становились жертвами буллинга.

Также по данным этого исследования, чаще всего с травлей дети сталкиваются 1-2 раза в месяц, и обычно прибегают к так называемым словесным воздействиям друг на друга: обзывательствам, насмешкам, неприятным комментариям о внешнем виде, угрозам.

Кто обычно подвергается «травле» в школе?

Нет точного портрета типичной жертвы школьного прессинга, однако в большинстве случаев агрессии и издёвкам со стороны одноклассников подвергаются ребята, отличающиеся от основной массы сверстников. Внешние различия, не принимаемые остальными взгляды или увлечения, ранимость —  всё это и ещё множество возможных отличий могут стать основанием для того, чтобы ребёнка не приняли в общую «стаю».

Агрессии со стороны одноклассников могут подвергаться и дети, которые ещё не научились постоять за себя в эмоциональном плане. В таком случае даже при смене класса или школы ребёнок вновь может столкнуться с буллингом. 

Как понять, что вашего ребёнка притесняют одноклассники?

Самой лучшей профилактикой психологических проблем у подростков являются доверительные отношения с родителями. Сложно представить, на что способен просто разговор по душам с мамой или папой, уверены психологи.  

— Когда у ребёнка есть осознание того факта, что при любых обстоятельствах он может рассказать об этом родителям и не получить в ответ осуждающую реакцию, чувство стыда, это самая лучшая профилактика психологических трудностей, — поясняет психолог Ольга Минакова. — Если эта установка сохранена в голове у ребёнка, он не будет стесняться говорить о своих проблемах.

Тем не менее, притеснения в школе — это не та тема, о которой каждый подросток будет охотно разговаривать со своими родителями. Понять происходящее родители зачастую могут лишь по поведению ребёнка. «Звоночками» для близких людей могут стать подавленность, кардинальная смена поведения, нежелание идти в школу, погружение в соцсети, нарушение сна, беспокойство, агрессивность. 

Что делать, если школьник стал объектом буллинга среди одноклассников?

Причины жестокости среди подростков лежат на поверхности — всему виной недостаток жизненного опыта. Взрослея, практически каждый некогда агрессивный ребёнок осознаёт неправильность своего поведения и смотрит на ситуацию с другой точки зрения. Но это вовсе не значит, что надо отдать всё во власть времени. Важную роль в решении проблемы издевательством в школе играет преподаватель и взрослые представители обеих конфликтующих сторон.

— Педагоги имеют возможность своими глазами видеть ситуацию, чувствовать атмосферу в классе. Любая ситуация, демонстрирующая притеснение ребенка в классе — это уже «звоночек» для соцпедагога и психолога школы, — говорит Минакова. — Класс, где есть такая проблема, должен стать объектом работы — необходимо налаживать между детьми взаимоотношения, проводить обучающие мероприятия, которые научат выражению правильной ответной реакции на агрессию.

Безусловно, к решению проблемы необходимо подключать и родителей. Только взрослые в силах повлиять на школьника, привыкшего самоутверждаться с помощью деструктивных способов.

— Ещё с детства необходимо культивировать понимание ребёнком того, что люди могут быть разными, надо принимать и уважать их особенности, — говорит детский психолог. — Мы можем отвечать только за себя и за своё поведение, свой выбор, предпочтения. Но применять свою линейку относительно других людей нельзя.

У школы есть свои механизмы

По данным городского департамента образования, в каждой школе Тюмени работает свой психолог или даже несколько специалистов в этой сфере. У родителей или самих детей всегда есть возможность обратиться к ним за помощью.

— Департамент особое внимание уделяет профилактике притеснений учеников в школах. Для этого в каждом учебном заведении работает психолог. В случае выявления конфликтных ситуаций специалисты проводят работы с обеими сторонами. Регулярно для повышения компетентности психологов в этой сфере ведомством проводятся консультативные встречи, разрабатываются новые рекомендации, — рассказала «Нашей Газете» пресс-секретарь городского департамента образования Татьяна Пушкарёва.

Наверное, каждый согласится с тем фактом, что в школах всегда были популярные ребята и те, кто не мог похвастаться славой среди сверстников. Однако такое положение ролей в классе не всегда говорит о проблеме. Ситуация становится болезненной, когда кто-то в классе самоутверждается за счёт менее сильного и влияет на его психологическое здоровье, не давая возможности получать знания и расти здоровой личностью. В подобной ситуации брать дело в свои руки обязательно должны взрослые — учителя, родители, психологи, и правоохранительные органы, если дело дошло до физического насилия. 

Поделиться записью
Наверх