Пока одни посещают дом-музей Машарова, который находится на Ленина-24 в Тюмени, для экскурсии, другие приходят сюда каждый день на работу. Именно здесь находится реставрационная мастерская, на базе которой тюменцы восстанавливают предметы старины.
Сломать или испортить старинную вещь - легко, а вот восстановить и воссоздать - гораздо сложнее. О своей необычной профессии и тонкостях ремесла рассказывают Сергей Фролов, который специализируется на реставрации металла, и Елена Павловец, работающая с иконами.
Специалисты проходят обучение по всей России: в Москве, Санкт-Петербурге, Суздале и даже в Екатеринбурге. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, который находится в Москве, является одним из основных мест разработки техник реставрации, анализа методов и обучения специалистов. Каждый реставратор, минимум, раз в год ездит на повышение квалификации, так что процесс обучения не прекращается никогда. Освоил работу с деревом? Теперь узнавай особенности металлов, и твой спектр возможностей резко расширится.
Смысл реставрации в том, чтобы сохранить предмет в первозданном виде. Даже если экспонат находится в музее на хранении или выставлен на всеобщее обозрение, он все равно нуждается в профессиональном уходе. А то, что найдено в процессе раскопок, и вовсе требует тщательной работы. Бронзу, медь и другие металлы покрывают окислы, и если такие вещи не реставрировать, то срок их службы будет недолгим. И, конечно, найденному предмету необходимо придать форму, ведь часто историческое сокровище больше похоже на ком земли.
Но не стоит думать, что находки сразу отправляют реставраторам, а те их моментально чистят и восстанавливают. У музейных работников есть свой график работ, который они составляют и согласовывают с музеем. В октябре и ноябре собирается информация о будущих выставках, экспонатах, которые планируется выставить, и, исходя из планов на год и датах проведения, составляются планы на реставрацию. Что-то нужно просто обновить, а над чем-то приходится работать очень долго. Таким образом, расписывая работы на каждый месяц, собирается годовой набор предметов для реставрации.
Распространено явление первоначальной консервации, когда найденный предмет защищают от разрушения, содержат в специальном помещении, сохраняя нужную влажность и температуру, и возвращаются к нему тогда, когда появляется время и физическая возможность работать с ним. Конечно, это может сработать только в том случае, если предмет не находится в аварийном состоянии. Если состояние критическое, то реставрация проходит в экстренном порядке.
Этапы реставрации зависят от многих факторов, в том числе от материала и состояния предмета. Сергей Фролов, работающий с металлом, рассказывает, как обычно, проходит его работа:
– Первоначальный этап - это промывка от органических соединений. Вся земля и жир должны быть удалены. Обеспыливание помогает ликвидировать всю пыль из сложнодоступных мест и полостей. Если работаешь с цветным металлом, то часто сталкиваешься с окислами. Их нужно удалить механически или химически, подобрав нужный состав реагентов. Здесь стоит быть очень осторожным, потому что одна и та же кислота, например, сульфаминовая, с разными металлами ведет себя по-разному. После того, как патина и налет убраны, я тонирую предмет и вгоняю его в один цвет. Тут самое важное, чтобы после реставрации предмет не выглядел новодельным, на нем должна остаться печать времени.
- Обычно за месяц удается отреставрировать четыре предмета, это не считая аварийных случаев. Но, опять же, все зависит от экспонатов. Если речь идет о восстановлении мебели, то предметов будет меньше - ведь силы и время, необходимые на работу со шкафом и самоваром, сильно различается.
Реставрация не терпит суеты и неосторожности, говорят тюменские умельцы. Нельзя испортить один предмет, а потом взять другой. Как раз на этот случай и существует понятие обратимости материалов. Если во время работы что-то пошло не так, как планировалось, то мастер должен вернуться на исходную стадию. Все действия должны быть записаны в паспорт реставрации, чтобы было проще воссоздать и понять всю последовательность процедур.
Как говорит Сергей Фролов, каждый предмет интересен и по-своему уникален, но бывают и совсем редкие случаи:
– Однажды работал с подносом под самовар. С виду - простенький, весь в подтеках, покрытый плотным слоем окисла, желто-зеленый, с какими-то коричневыми пятнами... В общем, работы было много. А после того, как я начал его расчищать, выяснилось, что поднос - посеребренный, причем серебро очень хорошее, варшавское. И когда я на ежемесячном совете показал обновленный поднос научным сотрудникам, то они просто не поверили, что это один и тот же предмет.
Елена Павловец занимается реставрацией икон. Она получила допуск к такой непростой работе в известной научно-реставрационном центре Грабаря, и была на многих стажировках в Эрмитаже. По ее словам, с деревом работать ничуть не проще, а местами и сложнее, чем с железом:
– Материал, из которого делают иконы, имеет свои особенности. Он «дышит», принимает влагу и реагирует на температуру. Слегка постучав по материалу, можно услышать пустоты - это верный признак того, что скоро предмет может треснуть.
Поэтому первый этап - укрепление древесины, грунта и самой живописи. Все это укрепляется осетровым рыбным клеем различной процентовки, то есть для грунта и красочного слоя требуются различная концентрация клея. Этот раствор служит базой для создания другой разновидности клея на меловой основе, с добавлением антисептиков, который предотвращает дальнейшее разрушение.
Следующий этап – восполнение мелового грунта. Этот грунт выравнивается, зачищается и пропитывается специальным лаком.
Все этапы должны быть обратимыми, поэтому для тонировки используется акварель. В случае чего, ее сразу можно смыть водой и начать тонировку заново. Конечно, тонировка не должна заходить на авторский слой, за этим тоже нужно следить.
Шаг за шагом иконы возвращаются к жизни. Работа, которую делает мастер, очевидна. Восстановленная икона, может быть, и не выглядит как новая, но в этом и заключается смысл работы.
Каждый предмет уникален не только своей историей, но и сложностью. Одну икону нужно долго и кропотливо укреплять, чтобы дерево не рассохлось и не развалилось, однако из-за перепада температуры процесс приходится повторять. У другой могут возникнуть проблемы с тонировкой – никак не удается найти нужный тон. Приходится раз за разом смывать слой краски и начинать заново.
Самым интересным и сложным случаем Елена считает статую Николая Чудотворца конца 17 – начала 18 века, которая находится на длительной реставрации с 2010 года:
– Когда к нам доставили эту статую, она шелушилась и рассыпалась, было очень много сколов, утрат - одним словом, состояние было очень плачевным. Из-за того, что статуя расписана в круговую, возникли дополнительные трудности, нужно было работать особенно аккуратно.
Сейчас статуя Николая Чудотворца уже расчищена и восстановлена, но когда ее только нашли, она была полностью черной. У фигуры на руке были обломаны кончики пальцев, и ребята, мастера работы по дереву, восстанавливали их. Такая же ситуация была с головой статуи - не было левого ушка и бороды.
Части облачения были или отколоты, или свободно болтались, и их приходилось укреплять специальными штифтами. Так что работы было очень много...