Интервью с тюменским батюшкой: почему бросил мединститут, что написано в его трудовой и зачем ему страничка в ВКонтакте

45 вопросов Максиму Иванову, настоятелю Вознесенско-Георгиевского храма. Мы узнали у него, как становятся священниками, разрешается ли служителям церкви вступать в брак, платит ли церковь налоги, разумно ли крестить в младенческом возрасте...

Максим Иванов мог стать терапевтом или хирургом - изначально он поступал в медицинский ВУЗ, однако в разгар учебы тюменец бросил институт и решил пойти учиться в семинарию. Сейчас ему 42 года и многие тюменцы знают его как батюшку Максима.
 
 
С 2004 года Максим Иванов возглавляет Вознесенско-Георгиевский храм, который находится на Береговой улице (противоположная сторона набережной, у моста Влюбленных). Как он пришел к православию, как относится ко многим современным вещам - например, Интернету и социальным сетям, как выглядит его стандартный рабочий день - об этом и многом другом Максим Иванов рассказал в интервью журналисту NG72.ru.
 
 
Когда переступаешь порог церкви, то первое, на что обращаешь внимание, это запах ладана. К нему привыкаешь уже через пару минут, а потом и вовсе не замечаешь.
 
 
В будние дни здесь немноголюдно. Лишь несколько прихожан тихо молятся и ставят свечи.
 
 
Встречу с батюшкой мне назначили не в самом храме, а неприметном двухэтажном деревянном здании, которое также находится на территории церкви:
 
 
Этому дому, как выяснилось, более ста лет. На первом этаже расположена кухня, где обедают церковные работники, а на втором этаже проходят занятия воскресной школы.
 
На фото: первый этаж в прицерковном доме, которому уже более 100 лет.
 
 
Первое, о чем спросил Максим Иванов при встрече: умею ли приветствовать батюшку.

– Вкладываешь правую руку в левую и говоришь: «благословите».

– Святой отец, отец, батюшка, священник, иерей Максим... Как к вам чаще всего обращаются и как обращаться мне?

– Есть фигуральное обращение, есть официальное, есть то, которое принято в быту. Обычно говорят: «отец такой-то» или просто батюшка. Иерей и протоиерей используют, когда, например, пишут статью. Причем, иногда совершают ошибку, когда заключают в скобки фамилию священника. Если вы напишите: «Иерей Максим (Иванов)» – это уже ошибка. Почему? Потому что я - женатый человек, а в скобки заключают лишь фамилии монахов. Некоторые допускают такую оплошность, чаще всего, по незнанию. Есть еще официальные обращения, которые используют, например, на торжественных мероприятиях. Ваше высокопреподобие - применяется к протоиереям, ваше преподобие - к иереям, ваше преосвященство - к епископу, ваше высокопреосвященство - к архиепископу.

– Похоже на армейские звания...

– «Святой отец» – это, скорее, западное обращение. Иерей в переводе с греческого означает «священник». Протоиерей - это старший священник. До революции были: протопоп и поп. Но со временем слово «поп» стало использоваться с каким-то негативным оттенком, поэтому сейчас оно не употребляется. Есть еще дьякон – помощник священника.

– А как получают новое «звание»? Как, например, из дьякона стать священником?

– Когда приходит время, то человека рукополагают в священники. Есть несколько степеней рукоположения: сперва дьяконский чин, потом священнический чин. Решение о рукоположении принимает руководство, у нас это митрополит-Тобольский и Тюменский Димитрий. Новоиспеченый священник получает новый крест.

– Как вобще становятся батюшками?

– До революции это была наследственная система. Прадед был священником, затем дед, отец, потом и сын. Сейчас такой системы нет - дети священников могут не идти по стопам отцов. Батюшки учатся в семинарии, а потом служат при храме.

- Расскажите про себя. Как лично вы стали священником? Для вас это - работа или все-таки призвание?
- Для меня служба в церкви – это, конечно, призвание. На жизненном пути каждого человека всегда встречается кто-то, кто становится ему духовным отцом. Тот, кто наставляет и учит. Я своего духовного наставника встретил много лет назад. В 1991 году я приехал учиться в тюменский медицинский институт. Параллельно с учебой ходил в храм, ставил свечи. В церкви меня приметил батюшка, приобщил к духовному, а потом предложил поступить в семинарию, которая тогда только открылась. В 1995 году я уже окончил обучение и стал дьяконом.
– Кто был вашим духовным отцом?

– Протоиерей Валерий Гордеев. Он, кстати, сейчас служит в нашем храме.

– Почему вы решили бросить учебу в мединституте и поступить в духовную семинарию?

– Это интересная история, ведь я тогда понятия не имел, что такое «духовная семинария». Я всю жизнь прожил в Нижневартовске, пока в 18 лет не поступил в тюменский мединститут. Хотел стать врачом. Тогда еще были живы советские установки: «Работать, чтобы помогать людям». Меня ждали обратно в родной город дипломированным врачом, но я не оправдал эти надежды, так как бросил институт на первом курсе. Мне говорили: «Зачем тебе это?». Но я тогда принял для себя принципиальное решение, к Богу меня тянуло всегда. И это решение шокировало многих людей, в первую очередь - моих родителей. Мама очень сильно переживала, зато отчим отнесся к моему новому пути с уважением и пониманием.

– Получается, ваши родители никак не способствовали тому, чтобы вы стали священником?

– Мой отчим был человеком советской закалки, но он никогда не хулил бога. А моя мама сейчас работает при храме. В глубине души они были верующими людьми, но в советскую эпоху, как вы сами знаете, это не одобрялось.

– В любом случае, священник - это не только призвание, но и профессия. Интересно, что написано в вашей трудовой книжке? У вас же есть трудовые?

– У нас есть и трудовые договора, и книжки. Мы являемся священнослужителями в религиозной организации. У нее есть свой устав, своя печать. В штате у нас есть такие должности, как, например, иконописец-реставратор, настоятель. В книжке пишут не просто «священник», а штатный клирик. Мы, как и все рабочие люди, получаем зарплату и платим налоги.

– В храме я видел людей, которые протирают иконы, приводят в порядок самое помещение... Они тоже являются сотрудниками церковной организации?

– Да, это наши сотрудники. Повара, водители, продавцы, уборщицы, сторожа. Они работают, как везде. Просто так получилось, что они трудятся во благо храма, вот и все.

В этот момент беседу пришлось ненадолго прервать - нам принесли кофе. Отец Максим рассказал, что раньше в храме была своя кофе-машина, но сейчас она находится в ремонте: «Конечно, мы пьем кофе. В воскресенье угощаем им и прихожан».

– Учитывая, что ваши родители - люди советской закалки, то что именно привело вас к Богу?

– В церковь я ходил еще в Нижневартовске. Тягу к Богу почувствовал в подростковом возрасте, когда формировалось сознание личности. Я стал задумываться над вопросами вроде: «Что с нами будет, когда мы умрем?». Я начал искать ответы на эти вопросы, стал читать много разной литературы, не всегда правильной с православной точки зрения. А потом начал читать Библию. Половину из прочитанного я тогда не понял, но меня захватила эта книга. Та благодать, которую я получил листая страницы Священного Писания, и повлияла на мою жизнь. Тогда мне было 15-16 лет.

– Обычно ребят в подростковом возрасте интересует совсем другое - друзья, прогулки, развлечения. Интересно, как отреагировали сверстники на ваше увлечение православной верой?

– Я это не афишировал. Зато могу рассказать, как я стал жить в семинарии. Представьте собрание, где общается благочестивая молодежь (ребята, которым по 19-20 лет). Они не вели развратных разговоров, были лишены сквернословия и злобы, не курили и не пьянствовали. После общежития мединститута это поразило меня! Как в другой мир попал! О том времени могу разговаривать часами.

– Вы не доучились в мединституте, но, насколько я знаю, у вас есть диплом журфака...

– Светское образование журналиста я получил дистанционно. Тогда я был редактором Сибирской православной газеты, поэтому и решил освоить журналистскую профессию. Позже получил образование учителя начальных классов. В данный момент я нахожусь на переподготовке, продолжаю учиться по специальности «педагог». Духовное образование: Тобольская семинария, Московская академия.

– Какой-то беспрерывный процесс обучения.

– Конечно, священник должен постоянно развиваться. Ежедневно ко мне приходят совершенно разные люди. Да даже когда мы восстанавливали наш храм, то приходилось быть и прорабом, и менеджером по персоналу, и сметы составлять...

– К слову, о храме. Кто финансировал масштабный ремонт храма? Государство или прихожане?

– Здание отреставрировали за счет государства, так как наш храм – памятник архитектуры. В этом кроется историческая справедливость. Часть средств, которые мы потратили на ремонт – это пожертвования прихожан.

Вообще, это очень старинное здание - храм стоит в Тюмени с 1770 года. Восстановлением мы занимаемся с 2004 года - раньше у него даже не было куполов и колокольни.

На фото: Вознесенско-Георгиевский храм в 2006 году.

– Неужели пожертвований так много, что их хватает на реставрационные работы?

– Каждая свечка храма – это жертва. Все деньги, что вы тратите в церкви, используются на содержание здания.

– К примеру, какие расходы есть у храма, помимо ремонтных и реставрационных работ?

– Начиная от платы за коммунальные услуги - отопление, электричество, вода - и заканчивая налогами. Все это оплачивается за счет благотворительных взносов и пожертвований.

– Опишите свой стандартный рабочий день.

– Обычно служебный день насыщен мероприятиями. Есть конкретный график богослужения, которому мы следуем. Если речь идет о настоятеле, то он не только участвует в богослужениях и выезжает исполнять требы (причащение больных на дому, освящения, крещения, отпевания), но и выполняет административные обязанности - ездит в организации, подписывает документы, продлевает договора, общается с благотворителями. Иногда приглашают где-нибудь выступить или прочитать лекцию.

– Часто задерживаетесь на службе?

– Да, у меня в принципе ненормированный рабочий день.

– Есть ли отпуск у священника?

– Конечно, четыре недели в году, как и у любого рабочего человека. Я обычно беру два раза в год, по две недели.

– Приходилось ли вам освящать комнаты или какие-то необычные предметы?

– Обычно просят освящать комнаты и здания. Опять же, интересные люди, думают, что это магический барьер, некая «гарантия защиты от церкви». Я всегда объясняю, что нужно вести правильную жизнь и освящать, в первую очередь, нужно душу, и только потом комнату. Из необычного: как-то мне приходилось освящать вертолет. Но там ничего особенного - я приехал, освятил и уехал.

– Вас спрашивали о чем-то необычном?

– Как-то представители одной фирмы попросили освятить магазин, объяснив это тем, что у них прибыль пропала. Я им пытался объяснить, что от святой воды деньги не появятся, но они уверяли меня, что в плохой выручке виновато воздействие темных сил. И действительно, когда я к ним приехал, оказалось, что их бывшая работница ушла обиженной и с помощью заговоров нашептала на них порчу. Мы освятили их магазин, и я отправил всех сотрудников на исповедь. С тех пор они мне не звонили, думаю, у них все хорошо. Еще однажды освящал дорогой автомобиль Maybach, даже прокатился на нем за рулем - хозяин позволил.

– К слову о заговорах. В колдунов верите?

– Конечно, только они себя называют по-другому. Это бабки, которые лечат, снимают сглаз, порчу, экстрасенсы, ясновидящие, всевозможные целители. Никогда не ходите к ним. Общение с ними крайне опасно. Люди, которые пользуются услугами колдунов, меняются. Их помыслами завладевает дьявол. Он руководит их мыслями, человек становится как зомби.

– Расскажите про свою семью. Вам же разрешено жениться? Супруга верит в Бога? А дети?

– Жениться нам разрешено, в отличии от западного духовенства (католикам запрещено вступать в брак). Моя жена - иконописец. У нас с ней четверо детей, что не так много для семьи, где отец – священник. Детвора учится.

На фото: икона, написаная Юлией Ивановой (женой батюшки Максима).

К слову, разговаривали мы с батюшкой во время обеда. Так как сейчас идет рождественский пост, то нам принесли постную пищу - харчо без мяса, макароны, халву и кофе.

– Вы - батюшка, вам положено соблюдать пост. А ваши близкие постятся?

– Конечно, детям пока кое-что непонятно, но мы все равно почитаем все праздники. Мои дети – это маленькие прихожане нашего храма.

– В чем смысл рождественского поста?

- Этот пост начинается 28 ноября и заканчивается 7 января. В общей сложности он длится 40 дней. В течение этого времени нельзя есть рыбу, мясо, молоко, яйца. Знаете, вкусить пищу после многодневного воздержания от нее - непередаваемое ощущение, это называется разговение. Попробуйте, попоститесь. Но смысл поста не только в этом. Важно подчинить свою плоть духу, пройти исповедь и принять святое причастие, духовно укрепиться.

– Вы часто ходите по улице в рясе. Как реагируют прохожие? Оглядываются или равнодушно проходят мимо?

– Не помню, чтобы меня оскорбляли или как-то обижали взглядом. К повышенному вниманию я привык, но слова плохого в мой адрес ни от кого не слышал. Вообще, в Тюмени к священникам относятся спокойно, хотя временами разглядывают мой автомобиль.

– Кстати, что у вас за машина?

– «Фольксваген» 2008 года, старый уже, сыпется потихоньку (смеется).

– Священнослужителей часто осуждают за дорогие автомобили и одежду. Вы считаете правильным, что некоторые батюшки ездят на «Мерседесах»?

– Нет. Нехорошо, когда священник ходит в дорогих одеждах и ездит на дорогом автомобиле. Это означает, что он очень сильно оторвался от народа.

– Расскажите про обряд покаяния. Люди действительно готовы рассказывать о своих грехах чужому человеку?

– Это вопрос доверия, не каждый, конечно, готов. Но исповедь очень сильно помогает людям.

– Это, наверное, является настоящей психологической разгрузкой?

– «Психея» – это душа. Поэтому психологи – это специалисты по душевным вопросам. Но их раньше не было, они появились лишь в XVIII-XIX веках. Раньше вопросами души всегда занималась церковь. Поэтому и сегодня священники являются психологами.

– Как вы относитесь к тому, что зачастую человеку не дают права осознанного выбора религии? Ведь церковь крестит младенцев.

– А что плохого в крещении младенцев? Приведу пример. Если человеку дать выбор - есть полезную пищу или вредную, то к совершеннолетию, когда он захочет сам решить, у него уже будет язва и нарушенная работа кишечника. Мне, например, с детства мама сказала, что ток в розетке может убить, вот я туда до сих пор и не лезу. Так и в нравственной плоскости. До революции разводов было 3%, а сейчас их 73%. Что мы сегодня наблюдаем? Нарушение нравственных понятий, вседозволенность и перепутанные гендерные роли. Ребенку с детства нужна правильная модель поведения. После крещения праведная жизнь должна только начинаться. А у нас как? Крестили и забыли, больше церковь не нужна. А мы ведь хотим с детства привить правильный образ жизни.

– На базе вашего храма работает воскресная школа. Занятия проходят отдельно от основной школьной программы?

– Конечно. К нам приводят детишек не только школьного, но и дошкольного возраста. На занятиях они занимаются лепкой из глины, рисованием, изучают Закон Божий.

– Основы религии, как вы знаете, включены и в школьную программу. Считаете ли вы это правильным?

– Да, там на выбор предлагают мировые религии, основы православной культуры, светскую этику, а в некоторых школах даже буддизм. В Тюменской области чаще всего выбирают «основы мировой религии». Я думаю, это связано с нехваткой специалистов. Возможно, в некоторых родителях до сих пор есть какой-то страх.

– В семье моих знакомых подрастает дочка. Девочка учится в начальной школе. Она рассказывает, что на «основах православной культуры» им просто читают Библию, ничего не объясняя. Как вы относитесь к такому обучению? Не считаете ли его формальным?

– Так делать нельзя. Лучше бы тогда вообще ничего не преподавали.

– Кто должен быть главным в семье - мужчина или женщина?

– Все просто. В любой семье женщина хочет выносить и родить ребенка. Когда она понесла бремя, то ей нужна опора, поддержка и защита. Кто это должен делать? Кто будет решать все вопросы и обеспечивать семью? Мужчина. Тот, кто решает вопросы, тот и главный. Женщина является поддержкой и очагом домашнего уюта.

Впрочем, мужчина не может выносить и родить ребенка - это не его задача. Для этого нужна женщина. Роли разные. Но отвечать за все, нести ответственность должен именно муж. И ему это уготовано по природе от Бога. Сейчас модно говорить: «равноправие и партнерство», но даже в коллективном механизме управления - кто-то генеральный директор, а кто-то - его заместитель.

– О призвании мы поговорили, о работе тоже. Расскажите про себя, как про обычного человека. У вас есть какое-нибудь хобби, которое не свойственно священнику? Может, рок-музыку слушаете или смотрите фильмы ужасов?

– Нет (усмехается). Таких увлечений у меня нет. Фильмы ужасов не совместимы с нашим менталитетом.

– А какую музыку слушаете?

– Люблю песни с духовным смыслом. Например, меня вдохновляет творчество Светланы Копыловой. Эта исполнительница поет свои песни под гитару. Ее имя широко известно среди православных. Кстати, приглашаю на ее концерт, он состоится 21 февраля в тюменском ДК «Железнодорожник».

– Чем вы занимаетесь в свободное от службы время?

– Люблю рыбалку, иногда ездим с сыном порыбачить. Веду спортивный образ жизни - у меня первый разряд по плаванию. Два раза в неделю хожу на тренировку - играю в баскетбол. Очень люблю путешествовать.

– Пользуетесь Интернетом, социальными сетями?

– Интернетом пользуюсь, ведь там можно прочитать много книг, послушать аудиокниги. Но мне очень не нравится, что повсеместно в новостях попадаются заголовки вроде: «Звезда показала свое тело» или «Известная певица сделала себе новую тату».

По поводу социальных сетей: я есть в VK, WatsApp, Viber, Instagram. Также у меня есть аккаунты в Одноклассниках и Facebook, но там я бываю редко.

– Обращаются ли к вам люди в сети?

– Конечно. Но прежде, чем ответить, я смотрю профиль собеседника. Если это злой человек и пишет мне для того, чтобы оскорбить или богохульничать, то я его блокирую. Если мне задают вопрос очевидный, то советую литературу почитать, как доктор, который выписывает рецепт. Если вопросы сложные, то стараюсь ответить подробно и помочь человеку. Иногда приглашаю лично побеседовать.

– Расскажите, как священник живет в современном мире? Нет опасности, что вас соблазнит какая-нибудь девица, алкоголь, сигареты, интернет?

– Мы же все люди, поэтому опасность всегда есть. Но кто предупрежден, тот вооружен. Во-первых, надо избегать плохих компаний, во-вторых, держать мысли в чистоте.

– А на выборы вы ходите?

– Конечно, хожу. Только давайте без конкретики, хорошо? Это лишнее.

– Если сравнивать церковь 80-90-х годов и сейчас, то прихожан стало больше или меньше?

– В 1988 году вся Россия отметила 1000-летие крещения Руси. Эта дата стала своеобразной точкой отсчета, когда храмы в России снова ожили после занавеса, очень много людей пошло в церковь. Сейчас прихожан стало больше.

– Сталкиваетесь ли вы с предвзятым отношением к церкви?

– Конечно. Если батюшка не попадает в какие-то рамки, то это зачастую вызывает настоящую бурю эмоций, иногда негативных. Ведь священник должен ходить пешком, а если садится за руль, то это должен быть отечественный автомобиль 30-летней давности. Священник должен нигде не светиться, сидеть и не высовываться, а если он идет по улице в рясе, значит он «афишируется» (смеется). А еще некоторые думают, что все батюшки обманывают людей и им не зачем нести деньги в церковь, так как их работа обществу не нужна. Так говорили в прошлом, когда в нашей стране господствовала безбожная идеология... Я очень рад, что сейчас не все придерживаются такого мнения. Есть люди, которые благодарят нас и радуются, что в трудную минуту, мы оказываемся рядом.

На фото: День Святой троицы в Тюмени (2016 год).
 
Поделиться записью
Наверх