Банк «Открытие»: в мае вторичный рынок сжался на 3% к апрелю, сильнее других падали продажи «немцев»

Российский вторичный рынок начал сжиматься

Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) оценили продажи легковых а/м с пробегом в мае 2024 года. Российский вторичный рынок начал сжиматься.

Если в марте и апреле его объемы уверенно превышали 540 тысяч сделок, то май оказался самым плохим месяцем для бизнеса за всю весну. Было продано 530,8 тысячи легковых машин, на 3% меньше по сравнению с апрелем и на 8% по отношению к маю прошлого года. Причем наибольшая отрицательная динамика в топ-20 марок наблюдалась у немецких автомобилей. По *BMW было заключено на 11% меньше сделок, чем в апреле, по *Volkswagen – на 9%, по *Mercedes-Benz – на 5%. В целом из топ-20 самых продаваемых марок восемнадцать показали в мае отрицательную динамику.

Вслед за рынком новых автомобилей падение объемов бизнеса передалось и вторичному сегменту. Перемен в топ-20 марок при этом оказалось немного. Лидером остается *Lada – 134,2 тысячи машин     (-1,6% к апрелю). В гамме АвтоВАЗа при этом сменился лидер. Теперь это *Granta (12,6 тысячи а/м, +2%), «подсидевшая», наконец, «семерку» (12,3 тысячи а/м, -5%). В сегменте новых автомобилей ценой до миллиона рублей «Гранту» приобрести сейчас довольно трудно, в связи с чем ее поклонники вынуждено несут деньги во вторичный сегмент.

Отрыв второго места от первого остается более чем двукратным: продажи *Toyota по итогам мая составили 53,4 тысячи а/м, -2,1%. Тройку традиционно замкнула Kia (31,7 тысячи машин, -2,9%).

На тех же местах в рейтинге остались марки *Hyundai, Nissan, Renault и Honda. В то время *BMW не смогла удержаться в десятке: за май было продано 14,7 тысячи баварских автомобилей (-11,2%). Динамика других «немцев» также была значительно хуже рынка: *Volkswagen 21,8 тысячи машин (-8,8%), *Mercedes-Benz – 13,3 тысячи а/м (-5,3%). Сокращение объемов «серого» импорта и дальнейшее ужесточение логистики машин из Европы довольно быстро сказываются на конечных объемах продаж.   

И наконец, не нарушили общей тенденции *Ford, Mitsubishi, Skoda, Mazda, Daewoo, Opel, Audi и «Ока», также продемонстрировав сокращение объемов бизнеса в диапазоне 2-5%. В целом из топ-20 самых продаваемых марок восемнадцать показали в мае отрицательную динамику.

Исключение составили *Honda и Suzuki. Honda (17,4 тысячи а/м) смогла нарастить продажи в мае на 1,6% за счет увеличения продаж «праворульных» машин (не подпавших под санкции моделей *Fit и Freed). Такую же тенденцию (+0,3%) можно было заметить у Suzuki: популярнее стали модели *Liana, Alto, Ignis и Baleno. Этой марке наличие таких малолитражек даже позволило вернуться в топ-20 наиболее востребованных на «вторичке» брендов.

В свою очередь, ведущие китайские бренды поддержали в большинстве своем поддержали общерыночный тренд. Из десятки самых популярных «фамилий» шесть пережили снижение продаж. Причем три из них - *Chery, Geely и Haval - традиционно являются объемообразующими брендами сегмента. Так, *Chery, продажи которой росли на вторичном рынке на протяжении всего текущего года, в мае потеряла 10,2% клиентов, то есть количество сделок за месяц сократилось с 5 117 до 4 596. В то же время в ее модельной гамме сменился лидер: снятый почти 10 лет назад с производства *Chery Tiggo T11 уступил место более современному *Tiggo 7 Pro. Новых владельцев обрели 3,5 тысячи автомобилей *Geely (-14,1% к апрелю). Две тысячи сделок (-5%) оказалось у бренда *Haval. В «минусе» также оказались *Lifan, Great Wall, Omoda и FAW.

В противовес на низкой базе ростом отметились подержанные *Changan – 713 а/м (+9,4%), *Exeed – 673 а/м (+8,5%), *BYD – 392 а/м (+8,3%) и *Li Xiang – 291 а/м (+19,8%). Всего на вторичном рынке было продано 16 942 автомобиля китайских марок (-8% к апрелю), а доля подержанных чайна-каров сократилась с 3,3% до 3,2%.  

В целом, долевое соотношение продаж ведущих брендов за месяц практически не изменилось. За счет падения объемов рынка немного выросла доля отечественных авто (с 28,2% до 28,6%). На японские бренды в мае пришлось 25,9% продаж, у «немцев» - 13,2%, у «корейцев» - 13,1%, у «американцев» – 6,7%, «французов» – 4,6%.

Годом ранее, в июне 2023 года, наш рынок автомобилей с пробегом находился на высоком уровне, тогда перерегистрацию в ГАИ прошло почти 582 тысячи машин. Подобраться к тем же объемам бизнеса в первом месяце лета текущего года будет затруднительно не столько из увеличившегося санкционного давления Запада, Кореи и Японии, сколько из-за более высоких цен в сегменте. По итогам пяти месяцев в России нашли новых владельцев 2,45 миллиона подержанных автомобилей. Это, как мы и прогнозировали, меньше прошлогоднего результата за тот же период на 5%. В то же время у июня есть шанс прервать негативную тенденцию и нарастить продажи в пределах 1-2%. Этому будет способствовать большее количество рабочих дней и желание автопроизводителей улучшить полугодовые показатели продаж, в том числе за счет увеличения поддержек trade-in.  

Топ-20 популярных марок среди а/м с пробегом в мае 2024 года

Наша Газета

Топ-10 китайских марок по продажам а/м с пробегом в мае 24 г.

Наша Газета

Наша Газета

*БМВ, Лада, Киа,Фольксваген, Мерседес Бенц, Гранта, Тойота, Хендай, Ниссан, Рено, Хонда, Мицубиши, Шкода, Форд, Мазда, Дэу, Опель, Шевроле, Ауди, Сузуки, Фит, Фрид, Лиана, Алто, Лгнис, Белано, Чери, Джили, Хавал, Тигго, Про, Лифан, Грейт вол, Омода, Фав, Чанган, Эксид, Бид, Ли Ханг.

Поделиться записью
Наверх