Ольга Аввакумова в прошлом выпускница кафедры издательского дела и редактирования ТюмГУ, в настоящем – идеолог книжного проекта «Сказки Дедушки Ивана». Редакция «НАШЕЙ» встретилась с организатором проекта и узнала о том, как организовать слаженную работу команды на расстоянии и как привить детям любовь к чтению.
«НАПИШУ ПРОЕКТ ИЗДАНИЯ КНИГИ»
Книга «Сказки дедушки Ивана» − это мой дипломный проект. По-хорошему диплом пишется о том, о чём писались курсовые, а я все курсовые писала про книжные интересные книжные магазины (и всё про детские – то магазин-клуб, то магазин комиксов), даже хотела концепцию книжного магазина сделать, привлечь проектировщиков. Все работы были научные с практическим уклоном. А потом мне сказали, что это будет больше теоретическая работа, а не диплом. Я тогда подумала: «Что делать? Напишу проект издания книги».
ВСЁ СОВПАЛО
Просто так тратить время я не привыкла с детства. Надо делать так, чтобы это потом пригодилось. Так, с проектом определилась – книга. А для кого она? Про что? Подумала, что издание должно быть детским. Я очень люблю детскую литературу: за её добрые тексты, иллюстрации. Поэтому вопрос с аудиторией и содержанием решился очень быстро.
Осталось определиться с автором. Я подумала, что раз я родом с Севера, то пусть автор будет с Севера и желательно, чтобы он имел отношение к Тюмени. Я поделилась идеей с мамой, и поиски автора мы продолжили уже вместе. И она сказала, что есть такой Иван Истомин, и в 2017-м будет 100 лет со дня его рождения. Так всё и совпало.
В основном у Ивана Истомина романы, повести. Сказок мало, да и к юбилею они не издавались. И я начала искать эти сказки по разным книжкам, сборникам в Надымской библиотеке (Оля родилась в Надыме – прим. ред.).
Я – ИДЕОЛОГ ПРОЕКТА, А ОСТАЛЬНЫЕ – РУКОВОДИТЕЛИ В СВОЁМ НАПРАВЛЕНИИ
Как собрать команду мечты? Осознание того, с кем я хочу работать над проектом, пришло быстро.
С литературным редактором, Ксенией Дубовик, мы вместе работали в журнале tmn. Когда я начала писать диплом, у неё была сформирована своя команда, была группа ВКонтакте «Редакторы и корректоры», она принимала крупные заказы, работала с большими проектами. Я подумала: – Ну, кто, если не она?
Дизайнер-верстальщик проекта – моя одногруппница Ольга Дмитриева. Оля специализируется на книжной вёрстке, и мне нравится, как она выполняет свою работу.
Художницу Машу Мощенскую я знаю давно, но заочно – долгое время следила за её творчеством. Зная, что Маше нравится тематика северных народов, я предложила ей работу в нашем проекте. Я точно знала, что её иллюстрации хорошо подойдут под этот материал, а работа будет приносить ей удовольствие.
ТВОРЧЕСТВО – ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА
Творчество – это не то, как сейчас модно какое-нибудь помещение, творческая атмосфера. Творчество – внутри человека. У нас ни разу не было такого, типа мы вчетвером собрались, у нас планёрка: − Так, девчонки, мы делаем серьёзную вещь. Не было такого. Дистанционная работа здорово сокращает время. Тем более мы все занятые люди – каждый совмещал проектную работу с основной.
Здесь ещё важно понимать, почему я называю себя идеологом, а не руководителем проекта. Идеолог – более ёмкое понятие, потому что здесь всё вращается вокруг одной идеи. А если мы берём, к примеру, процесс редактуры, то тут сам редактор руководитель. Я не говорю, как делать – как делать, девочки и сами это знают. Я высказываю свои предпочтения и каждый шаг мы обсуждаем. Так на каждой стадии процесса.
Где-то, конечно, нужно проконсультироваться со специалистами, например, по поводу цвета и орнаментов. К примеру, у злого и доброго персонажа разные орнаменты и каждый имеет своё значение. А синий цвет считается священным у ненцев и лучше для обложки было решено использовать именно его.
С ДЕТЬМИ МНЕ ВСЕГДА БЫЛО НАМНОГО ЛЕГЧЕ ОБЩАТЬСЯ, ЧЕМ СО ВЗРОСЛЫМИ
В августе прошло 2016 года мы начали проводить занятия с детьми. Я понимала, раз этого автора не знают, а книга детская, то за поддержкой нужно идти именно к детям. Когда идёшь ко взрослым, часто сталкиваешься с непониманием: «Зачем нам нужен этот проект?» или «Зачем нам поддерживать местных писателей?». Теперь я столкнулась с тем, что многие школы выходят на нас самостоятельно, иногда через родителей: – Мы тоже хотим, чтобы у наших детей были такие занятия. А читатели, как большие, так и маленькие, говорят мне: – Не бросайте, пожалуйста!
От детей колоссальная отдача, мы же подогревали интерес, говорили, что мы скоро книгу привезём. И они спрашивают: – А когда книга? Мы её прочитать хотим, всю. Мы же там в программе читаем только пару текстов. А от взрослых параллельно слушаешь очень недобрые вещи. В этом-то и трудность: ты работаешь для детей, а нужно ходить, деньги находить на всякие ресурсы.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ РАССЧИТАНА НА РАЗНЫЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
Уроки, которые мы проводим, рассчитаны ровно на 40 минут. Занятия – своеобразная экскурсия по судьбе автора. Первая школа, в которой мы начали проводить такие занятия, – МАОУ СОШ №70.
Программа рассчитана на разные каналы восприятия информации: сначала мы рассказываем про автора, потом они слушают его голос, потом вслух читаешь им какую-то сказку (сейчас мы читаем им по две сказки – они просят ещё), а потом мы обсуждаем, а что автор имел ввиду. Например, перед сказкой «Почему рыбы живут в воде?» я их спрашиваю: – Как вы считаете, почему рыбы живут в воде? Мы это обсуждаем, потом они одну из сказок, другую уже, инсценируют. Дети очень любят играть по ролям сказку про медведей – им нравится, что они борются. А в самом конце занятия они смотрят ненецкую сказку из серии мультфильмов «Гора самоцветов».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ
29 марта прошла презентация книги, приуроченная к юбилею писателя. Было много тех, кто обещал, «очень хотел прийти», но по каким-то незначительным причинам этого не сделал, некоторым даже были высланы пригласительные. 100 лет бывает раз в сто лет. Для этого зрелость какая-то что ли нужна, чтобы это понимать. Это не развлекательное мероприятие. Но все люди, которые пришли на мероприятие, пришли без пригласительных – просто потому, что этого хотели.
Если вы хотите поддержать проект, познакомиться с командой проекта и читать тюменское – вступайте в