Как всё устроено: профессия реставратор

Вадим Шитов о любимом деле, о том, как живёт реставратор и где обучиться мастерству.

Когда-то много лет тому назад маленький мальчик Вадим Шитов вместе со старшим братом мечтали стать художником. Позже, будучи школьником, участвовал в соревнованиях по авиамоделизму и мечтал стать лётчиком. А в 1970-х увлекающийся и ко всему любопытный Шитов работал борт-инженером и летал на самолётах…

Однажды Вадим взял в руки стамеску и приступил к своей первой работе, а спустя время, молодой мужчина понял: реставрация – не просто увлечение и новая профессия, а дело всей жизни.

Тюменский историк и реставратор домовой резьбы и декора памятников деревянной архитектуры Вадим Макарович Шитов рассказал редакции «НАШЕЙ» о своём любимом деле,  о том, где можно научиться реставрационному делу, и поделился секретами ремесла.

ЧТО ТАКОЕ РЕСТАВРАЦИЯ

Многие не берутся реставрировать памятники деревянного зодчества (да и за реставрацию вообще), объясняя это тем, что они художники. А художник – это человек вольный: что хочет, то и делает. Реставрация это не творчество в широком его понимании, а чёткие, жёсткие рамки: ни влево, ни вправо – как есть. Художнику сложно перестроиться. А я фактически с этого и начинал: для меня точное следование деталям превыше всего. Для настроения можно что-то создать, но это уже не будет вольная интерпретация.

Реставрация требует скурупулёзного отношения: перерисовывать, вырезать, вкраплять с точностью до элемента, до его направления.

ГДЕ УЧАТ НА РЕСТАВРАТОРОВ

Когда я учился в Московском институте «Спецпроектреставрация», жил в мастерской у старшего брата – скульптора. Там у него и нахватался всего: лепка, чеканка – во всём чувствовал объём руками. Поэтому, к резьбе по дереву я перешёл с лёгкостью.

Как такового курса по реставрации нет. Есть курс по консервации: как приготовить раствор, клеи, как затонировать и законсервировать древесину. Как научиться самому процессу, как зачистить, заменить элементы – такому в университетах не учат. Реставратор многому обучается сам – в работе, но первые шаги лучше делать под руководством специалиста. Мастер должен сидеть рядом и показывать на примере. Свой опыт реставратора я накапливал в поездках по мастерским в городах Суздаль, Кижи, Вологда, Великий Новгород, деревни Кусково и Останкино, благо работа в авиации позволяла летать без затруднений куда угодно.

АЛХИМИЯ РЕСТАВРАЦИИ, ИЛИ ОСОБЫЕ ЗНАНИЯ МАСТЕРА

Чтобы быть хорошим резчиком, нужно хорошо знать материал: какой породы дерево, как оно себя ведёт в той или иной ситуации, с тем или иным инструментом, совместимы ли породы дерева, для чего именно они подходят. И, конечно же, знать как можно больше приёмов работы с древесиной и инструмент.

Важное правило: угол заточки инструмента зависит от плотности дерева. Чем мягче дерево, тем он меньше, чем твёрже, тем инструмент острее. Эти моменты приходят с практикой.

За каждым движением в резьбе – свой инструмент. В основном для работы используются ножи, косяки, стамески. Стамески полукруглые, круглые, пологие, прямые. Клюкарзы, уголки, крюки.

ПРАВИЛА РЕСТАВРАТОРА

Раньше всё делалось с особым смыслом. Поэтому работу старого мастера нельзя изменять ни в коем случае – в ней своя динамика, пластика. Подлинные вещи часто выбрасываются.

Пришедшие в негодность элементы можно заменить, можно выполнить вставки в тех местах, где древесина прогнила. Но если не видишь элемент, не можешь воспроизвести его зеркально – не берись за это дело, точно испортишь.

Именно так у нас уничтожаются памятники. Люди думают, что реставрируют дом, а чаще, сами того не ведая, уничтожают его. Когда реставрацией занимается человек не просто с улицы, а с чужой улицы.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Всё зависит от настроения. Реставрационное дело – это моя жизнь, и я прихожу сюда как на работу.

В мастерскую я прихожу рано – часам к 9, иногда раньше. Но большая часть рабочего дня – беготня по административным делам. Пока не пробило 18:00 и не закончился рабочий день в администрации и других инстанциях – сплошные звонки и бумажки. Одна беготня. После обеда, конечно, спокойнее.

Самой реставрацией я занимаюсь после шести вечера. Время, когда я могу работать и не отвлекаться. За резьбой я не устаю – она меня успокаивает, вдохновляет, придаёт силы. Могу работать сутками, но минимум часа три-четыре, а не час-два – для меня это время подготовки.

Работа должна нравиться, ты должен получать от неё удовольствие. Если удовольствия не получаешь – уйди с этой работы. Мне работа приносит только радость. 

Мастерская «МНИХ» полна тайн и загадок. Об остальных мы расскажем вам в следующих материалах. Первый наш материал из серии запланированных читайте - здесь, Тюменское зодчество: наличники в стиле барокко.

Поделиться записью
Наверх